- История названия станции «Аэропорт»
- От аэродрома до станции метро
- Перенос столичного аэропорта и дальнейшая судьба станции
- Архитектура и оформление станции
- Особенности конструкции
- Изменения в оформлении станции
- Интересные факты о станции «Аэропорт»
- Станция «Аэропорт» как бомбоубежище
- Проект Третьего пересадочного контура
История названия станции «Аэропорт»
Станция метро «Аэропорт» получила свое название в честь Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, который располагался на Ходынском поле. Первый в СССР аэровокзал открылся здесь в 1931 году. Несмотря на то, что аэропорт прекратил свое существование, название станции осталось неизменным и по сей день напоминает о важной странице в истории московской авиации.
От аэродрома до станции метро
История станции «Аэропорт» неразрывно связана с историей самого места, где она расположена. В начале XX века на месте современного района «Аэропорт» раскинулось бескрайнее Ходынское поле. Это место было своеобразным «аэродромом» для первых энтузиастов-авиаторов. Уже в 1910 году здесь открывается аэродром Московского общества воздухоплавания, положивший начало развитию столичной авиации.
С течением времени значимость Ходынского аэродрома стремительно росла. В 1926 году ему присваивается имя легендарного военного деятеля Михаила Фрунзе, а в 1931 году здесь открывается первый в СССР аэровокзал. Центральный аэродром имени Фрунзе становится не просто площадкой для взлётов и посадок, а настоящими воздушными воротами молодой советской республики.
Именно в это время зарождается идея строительства второй линии Московского метрополитена, которая должна была соединить центр города с динамично развивающимся районом аэродрома. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года четко обозначил эту линию, включив в неё станцию «Аэропорт».
Интересно, что изначально станция «Аэропорт» задумывалась как конечная на этой ветке. Однако, в ходе реализации проекта депо второй линии было решено перенести в район села Всехсвятского, и конечной станцией стала «Сокол». Тем не менее, близость к действующему аэропорту определила не только название станции, но и её архитектурный облик, призванный отразить дух стремительно развивающейся советской авиации.
Так, на месте бескрайнего поля, где когда-то делали свои первые шаги авиаторы, возникла станция метро, ставшая неотъемлемой частью истории не только московского транспорта, но и всей советской авиации.
Перенос столичного аэропорта и дальнейшая судьба станции
К середине XX века Центральный аэродром имени Фрунзе, давший название станции метро «Аэропорт», сталкивается с новыми вызовами. Стремительный рост пассажиропотока и появление более тяжелых самолетов делают его площадку на Ходынском поле непригодной для дальнейшего использования. В 1941 году прекращается прием гражданских самолетов٫ а вскоре после окончания Великой Отечественной войны принимается решение о полном закрытии аэропорта.
Вместо него столичный статус обретает новый авиаузел — аэропорт Внуково. Интересно, что он также со временем получит свою станцию метро, но уже значительно позже — в 2018 году.
Несмотря на перенос столичного аэропорта, станция метро «Аэропорт» сохранила свое историческое название. Это решение оказалось весьма дальновидным. Район, некогда известный своим аэродромом, продолжил активное развитие, превратившись в важный транспортный узел столицы. Здесь появились новые жилые кварталы, спортивные объекты, высшие учебные заведения. Станция метро «Аэропорт» стала для них не просто остановкой на пути, а символом преемственности поколений, напоминанием о славном прошлом Ходынского поля.
Сегодня станция «Аэропорт» – одна из самых загруженных на Замоскворецкой линии. Ежедневно ее услугами пользуются десятки тысяч пассажиров. И хотя самолеты над ней уже не летают, её имя по-прежнему напоминает о важной вехе в истории московской авиации и о том, как тесно переплетаются судьбы города и его транспорта.
Архитектура и оформление станции
Станция «Аэропорт» – яркий пример того, как архитектурный облик станции метро может отражать дух времени и особенности ее расположения.
Особенности конструкции
Станция метро «Аэропорт», открытая в 1938 году, стала важной вехой в истории советской архитектуры метростроения. Она является первой односводчатой станцией московского метро, построенной открытым способом. Этот новаторский для своего времени метод позволил значительно сократить сроки строительства и снизить его стоимость, не уступая при этом в надежности и долговечности.
Выбор односводчатой конструкции, помимо технологических преимуществ, был обусловлен и стремлением архитекторов создать просторное и светлое пространство, ассоциирующееся с безграничным небом. Гладкий арочный свод, лишенный каких-либо опорных колонн, создает ощущение легкости и воздушности, напоминая о небесном куполе.
Интересной особенностью станции «Аэропорт» являются ее вестибюли, органично встроенные в первые этажи жилых домов, возведенных одновременно со станцией. Такое решение было продиктовано стремлением к рациональному использованию пространства и созданию единого архитектурного ансамбля с окружающей застройкой.
Несмотря на то, что станция «Аэропорт» строилась в эпоху бурного развития технического прогресса, архитекторы не стали отказываться от традиционных для московского метро элементов декора. Стены станции облицованы светлым мрамором, а пол выложен гранитными плитами, создающими строгий и лаконичный рисунок.
Благодаря своей уникальной конструкции и тщательно продуманному оформлению, станция «Аэропорт» стала не просто функциональным объектом транспортной инфраструктуры, но и ярким памятником архитектуры 1930-х годов٫ отражающим стремление советских зодчих к созданию гармоничного и функционального городского пространства.
Изменения в оформлении станции
За свою долгую историю станция «Аэропорт» претерпела ряд изменений в оформлении, отражающих как веяния времени, так и потребности в модернизации. Однако, основные архитектурные элементы, заложенные при строительстве, сохранились до наших дней, бережно поддерживая исторический облик станции.
Одним из наиболее заметных изменений стала замена оригинальных светильников на потолке. Изначально станцию освещали круглые плафоны, равномерно распределенные по всей площади свода. В конце 1970-х годов им на смену пришли люстры из люминесцентных ламп, обеспечивающие более яркое и экономичное освещение.
В тот же период были проведены работы по модернизации пола. Первоначальное покрытие из разноцветного мрамора и асфальтовой крошки со временем пришло в негодность. В ходе ремонта было принято решение заменить его на более практичный и долговечный серый гранит, который и сегодня можно увидеть на платформе станции.
В 1979 году на станции «Аэропорт» появился дополнительный выход в северном торце зала. Он был интегрирован в подземный переход под Ленинградским проспектом и оснащен эскалатором для удобства пассажиров. Этот выход значительно разгрузил вестибюль станции и сделал ее более доступной для жителей близлежащих кварталов.
Несмотря на все изменения, станция «Аэропорт» сохранила свою неповторимую атмосферу, созданную талантливыми архитекторами 1930-х годов. Она продолжает радовать пассажиров простором и светом, напоминая о том, что даже в условиях мегаполиса можно найти уголки, где история гармонично сочетается с современностью.
Интересные факты о станции «Аэропорт»
Станция «Аэропорт» хранит в себе не только историю столичной авиации, но и множество интересных фактов, связанных с ее строительством, архитектурой и ролью в жизни города.
Станция «Аэропорт» как бомбоубежище
С началом Великой Отечественной войны мирная жизнь Москвы была нарушена. Столица СССР подверглась массированным налетам вражеской авиации, и станция метро «Аэропорт», как и многие другие станции глубокого заложения, стала надежным убежищем для тысяч москвичей.
Ее глубокое расположение под землей служило надежной защитой от бомбардировок. Прочные своды станции, рассчитанные на значительные нагрузки, выдерживали близкие разрывы бомб. Люди находили укрытие на платформе станции, в подземных переходах и вестибюлях.
В условиях непрекращающихся налетов жизнь на станции не останавливалась ни на минуту. Здесь были развернуты пункты питания и медпункты, организованы спальные места. Люди читали книги, писали письма на фронт, старались поддерживать друг друга в этих непростых условиях.
Существует версия, что первая немецкая бомба, упавшая на Москву, взорвалась 22 июля 1941 года неподалеку от станции «Аэропорт». Этот факт напоминает о том, насколько важной была роль станции в обеспечении безопасности мирного населения в годы войны.
Сегодня, спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, станция «Аэропорт» продолжает служить москвичам и гостям столицы, напоминая о мужестве и стойкости советского народа в годы испытаний.
Проект Третьего пересадочного контура
В начале 2000-х годов в Москве активно обсуждался амбициозный проект строительства Третьего пересадочного контура метро (ТПК). Эта новая линия метро должна была значительно разгрузить центральные станции и сократить время в пути для пассажиров из разных районов города.
Изначально в планах развития ТПК рассматривалась возможность организации пересадки на станции «Аэропорт». Её удачное расположение на пересечении Замоскворецкой линии с Ленинградским проспектом, важной транспортной артерией города, делало этот вариант весьма привлекательным.
Предполагалось, что новая станция ТПК будет расположена под землей, в непосредственной близости от существующей станции «Аэропорт». Пересадка между линиями осуществлялась бы по подземным переходам. Это позволило бы пассажирам быстро и удобно пересаживаться с Замоскворецкой линии на ТПК и обратно, не выходя на поверхность.
Однако, в ходе дальнейшей проработки проекта было принято решение перенести пересадку на ТПК на соседнюю станцию «Динамо». Это было связано, в первую очередь, с более сложными геологическими условиями в районе станции «Аэропорт», что могло существенно усложнить и удорожить строительство пересадочного узла.
Несмотря на то, что станция «Аэропорт» в итоге не стала частью Третьего пересадочного контура, она продолжает играть важную роль в транспортной системе города. Ежедневно ее услугами пользуются тысячи пассажиров, а близость к Ленинградскому проспекту делает ее удобным транспортным узлом.
Очень интересно! Никогда не задумывалась о связи названия станции метро с историей авиации.
Спасибо за интересную информацию! Теперь буду знать, о чем рассказывает название станции.
Не знал, что станция «Аэропорт» должна была быть конечной. Интересно, как бы выглядела линия метро в этом случае?
Спасибо за статью! Всегда интересно узнать что-то новое о родном городе.
Познавательно! Нужно будет обратить внимание на детали оформления станции, когда буду в следующий раз проезжать мимо.
Увлекательно! Хотелось бы больше узнать об архитектуре станции «Аэропорт».
Интересная статья! Всегда поражалась, сколько всего интересного скрывается за привычными названиями.
Люблю такие исторические экскурсы! Москва полна удивительных тайн.
Удивительно, как менялся город! Трудно представить, что когда-то на месте района «Аэропорт» было просто поле.