Мариинский театр: История названия

Мариинский театр⁚ История названия

Название «Мариинский» театр получил в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны.​

От Большого Каменного к Мариинскому

История Мариинского театра‚ как это часто бывает с объектами богатой истории‚ полна переименований и перестроек.​ Чтобы понять‚ как Большой Каменный театр превратился в Мариинский‚ совершим небольшой экскурс в прошлое.

12 июля 1783 года вышел указ императрицы Екатерины II об учреждении театрального комитета‚ ответственного за управление зрелищами и музыкой.​ А уже 5 октября того же года на Карусельной площади (позднее переименованной в Театральную) состоялось торжественное открытие Большого Каменного театра.​

Автором проекта выступил знаменитый Антонио Ринальди‚ поразивший всех масштабом своего замысла.​ Театр поражал воображение не только величественной архитектурой‚ но и инновационной для того времени сценой‚ оборудованной по последнему слову техники.​ Открытие ознаменовалось оперой Джованни Паизиелло «Il Mondo della luna» («Лунный мир»).

На сцене Большого Каменного театра попеременно выступали русская‚ итальянская и французская труппы‚ ставились драматические спектакли‚ давались вокально-инструментальные концерты.

В 1802-1803 годах облик театра претерпел изменения благодаря архитектору Тома де Томону; Он осуществил капитальную перестройку внутренней планировки и отделки‚ заметно изменив внешний вид и пропорции здания.​ Большой театр приобрел парадный и праздничный облик‚ став настоящей жемчужиной архитектуры невской столицы.​

К сожалению‚ в ночь на 1 января 1811 года театр охватил разрушительный пожар.​ Огонь уничтожил роскошное внутреннее убранство‚ серьезно повредив фасад.​ Проект восстановления‚ составленный Тома де Томоном‚ был реализован уже после его смерти.​ Лишь 3 февраля 1818 года обновленный Большой театр вновь распахнул свои двери для публики.​

Последующие годы стали для Большого театра эпохой расцвета. На его сцене шли постановки шедевров мировой классики⁚ оперы Моцарта‚ Россини‚ Беллини‚ Доницетти‚ Верди‚ Мейербера‚ Гуно‚ Обера‚ Тома.​

Мариинский театр: История названия

В 1836 году для улучшения акустики архитектор Альберто Кавос (сын композитора и капельмейстера) заменил купольное перекрытие театрального зала на плоское‚ а над ним разместил художественную мастерскую. Он также убрал колонны‚ мешавшие обзору и искажавшие акустику‚ придал залу привычную форму подковы‚ увеличил его длину и высоту.​

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцены других театров‚ а на сцене Большого продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы.​

В 1859 году напротив Большого театра сгорел Театр-цирк‚ на месте которого архитектор Альберто Кавос возвел новое здание.​ Именно этот театр‚ открывший свои двери 2 октября 1860 года‚ получил имя «Мариинский»‚ в честь императрицы Марии Александровны.

В честь императрицы Марии Александровны

Новый театр‚ возведенный на месте сгоревшего Театра-цирка‚ получил свое имя в честь царствующей императрицы Марии Александровны‚ супруги Александра II.​ Это был не просто жест уважения‚ но и отражение важной роли‚ которую императрица играла в культурной жизни страны.

Мария Александровна‚ урожденная принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская‚ была женщиной образованной и утонченной.​ Она покровительствовала искусствам‚ уделяя особое внимание театру и музыке. Ее личный вклад в развитие русской культуры был весьма значителен.​

Мариинский театр: История названия

Выбор названия для нового театра‚ безусловно‚ имел политический подтекст.​ Период правления Александра II называют эпохой великих реформ‚ и наименование театра в честь императрицы можно рассматривать как дань уважения реформаторской деятельности императора.​

Открытие Мариинского театра стало ярким событием в культурной жизни Санкт-Петербурга.​ Роскошное здание‚ великолепные интерьеры‚ а главное ‒ богатый репертуар привлекали самую избранную публику.​ Мариинский быстро завоевал репутацию одного из лучших театров не только России‚ но и Европы.​

Интересно‚ что в императорской ложе нового театра красовалась монограмма‚ составленная из первых букв имен царственной четы – «А» (Александр) и «М» (Мария).​ Этот изящный знак символизировал не только название театра‚ но и тесную связь императорской семьи с миром искусства.

Хотя с тех пор многое изменилось‚ и империи давно уже нет‚ Мариинский театр по-прежнему носит имя императрицы Марии Александровны‚ храня память о своей истории и традициях.​ Это название стало настолько привычным и органичным‚ что даже в советское время‚ когда многие театры были переименованы‚ Мариинский театр сохранил свое историческое название.​

Кировский театр⁚ Советский период

После революции 1917 года‚ в водовороте бурных перемен‚ затронувших все сферы жизни‚ изменилась и судьба Мариинского театра.​ Декретом от 9 ноября 1917 года он был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году театр получил новое официальное название, Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).

Однако переименование 1920 года не стерло из памяти привычное название.​ В народе театр по-прежнему продолжали называть Мариинским‚ и это название продолжало жить в стенах театра‚ несмотря на все политические перемены.​

В 1935 году произошло еще одно переименование‚ связанное уже не с идеологией‚ а с конкретным историческим событием. После трагической гибели Сергея Мироновича Кирова‚ видного партийного деятеля‚ театру было присвоено его имя.​ Так начался период «Кировского театра» — названия‚ просуществовавшего не одно десятилетие.​

Несмотря на смену названия‚ театр продолжал развиваться‚ оставаясь одним из ведущих музыкальных театров страны.​ На его сцене по-прежнему шли шедевры классики‚ появлялись новые постановки‚ работали талантливейшие артисты.

Лишь в 1992 году‚ уже после распада СССР‚ театру было возвращено его историческое название — Мариинский.​ Это событие стало символом возвращения к традициям‚ переосмысления исторического прошлого.​

Сегодня Мариинский театр — это не просто здание с богатой историей‚ это живой организм‚ хранящий память о своем прошлом‚ но вместе с тем устремленный в будущее.​ И каждое из его названий — часть этой истории‚ напоминание о сложном и противоречивом‚ но безусловно ярком пути‚ который прошел театр за более чем два века своего существования.​

Мариинский театр: История названия

Архитектурные преобразования Мариинского театра

Здание Мариинского театра за свою историю претерпело ряд значительных изменений.​ От первоначального проекта Антонио Ринальди до современной реконструкции Саломеи Гельфер – каждая эпоха оставила свой след в облике театра.​

Антонио Ринальди и рождение Большого театра

Хотя сам Мариинский театр был построен на месте сгоревшего Театра-цирка‚ его история неразрывно связана с историей первого петербургского театра – Большого Каменного‚ творения выдающегося архитектора Антонио Ринальди.​ Именно это здание‚ возведенное в 1783 году‚ стало колыбелью будущего Мариинского театра.

Проект Ринальди был грандиозен по своим масштабам.​ Театр поражал воображение своей монументальностью‚ торжественностью‚ соответствовавшей духу екатерининской эпохи.​ Здание было решено в лучших традициях классицизма⁚ строгие формы‚ четкие линии‚ величественный портик‚ увенчанный скульптурной композицией.​

Но главное — Ринальди удалось создать не просто красивое‚ но и функциональное здание‚ отвечавшее всем требованиям театрального искусства того времени. Он продумал все до мелочей⁚ от размеров и формы зала до системы вентиляции и освещения.​

Особенно примечательной была сцена театра‚ оснащенная по последнему слову техники. Она была оборудована сложным системами подъемно-опускных декораций‚ что позволяло создавать на сцене настоящие чуда превращений.

Большой Каменный театр стал настоящим культурным центром Петербурга.​ На его сцене шли не только оперные и балетные спектакли‚ но и драматические постановки‚ давались концерты.​ Здесь выступали лучшие артисты‚ звучала музыка русских и зарубежных композиторов.​

Судьба Большого Каменного театра сложилась драматично.​ В 1811 году он сильно пострадал от пожара‚ а в 1886 году здание было перестроено под консерваторию.​ Однако память о нем сохранилась не только в истории города‚ но и в названии площади‚ на которой он стоял‚ — Театральной.​ И конечно‚ дух Большого Каменного театра‚ его атмосфера торжественности и праздника живут сегодня в стенах Мариинского театра‚ наследника его славы и традиций.​

Мариинский театр: История названия

Альберто Кавос⁚ От реконструкций к новому зданию

Имя архитектора Альберто Кавоса тесно связано с историей Мариинского театра. Именно он сыграл ключевую роль в превращении Большого Каменного театра в то величественное здание‚ каким мы знаем его сегодня.​

Альберто Кавос‚ сын композитора Катарино Кавоса‚ уже в молодости зарекомендовал себя как талантливый архитектор.​ В 1836 году ему было поручено провести реконструкцию Большого Каменного театра‚ пострадавшего от пожара 1811 года и нуждавшегося в серьезной модернизации.​

Кавос блестяще справился с задачей.​ Он не только восстановил поврежденные конструкции‚ но и внес в облик театра существенные изменения‚ сделавшие его более современным и комфортным для зрителей.​

Одной из важнейших задач было улучшение акустики зала. Кавос заменил купольное перекрытие на плоское‚ убрал колонны‚ мешавшие обзору и искажавшие звук‚ придал залу форму подковы , оптимальную для распространения звуковых волн.​

Однако главным достижением Кавоса стало строительство нового театрального здания на месте сгоревшего Театра-цирка.​ Именно это здание‚ открывшее свои двери в 1860 году‚ получило название Мариинского.​

Создавая проект Мариинского театра‚ Кавос стремился к тому‚ чтобы он стал не просто театром‚ а настоящим храмом искусства‚ символом культурного величия России. И ему это удалось.​ Величественный фасад‚ украшенный колоннами и скульптурами‚ роскошные интерьеры‚ прекрасная акустика — все здесь говорило о высоком назначении этого места.​

Мариинский театр стал вершиной творчества Альберто Кавоса и одновременно памятником его таланту.​ Именно благодаря его труду Санкт-Петербург получил один из красивейших и знаменитых театров мира.​

Мариинский театр: История названия

Виктор Шретер и расширение театра

К концу XIX века Мариинский театр‚ ставший одним из ведущих музыкальных театров России‚ столкнулся с проблемой нехватки пространства.​ Рост популярности оперы и балета‚ расширение репертуара‚ увеличение труппы – все это требовало новых площадей для репетиций‚ хранения декораций‚ размещения технических служб.​

Решить эту задачу выпало на долю Виктора Шретера‚ талантливого архитектора‚ занимавшего пост главного архитектора императорских театров. В 1885 году по его проекту к левому крылу Мариинского театра был пристроен трехэтажный корпус‚ значительно расширивший пространство театра.​

Шретер не ограничился простой пристройкой дополнительных помещений.​ Он органично вписал новый корпус в архитектурный ансамбль театра‚ сохранив его стилистическое единство.​ Фасад пристройки был выполнен в той же манере‚ что и основное здание‚ с использованием характерных для классицизма элементов декора.​

В новом корпусе разместились просторные репетиционные залы‚ мастерские для изготовления декораций и костюмов‚ складские помещения.​ Здесь же была оборудована собственная электростанция‚ обеспечивавшая театр электричеством – новинка по тем временам.​

Расширение театра‚ проведенное Виктором Шретером‚ позволило не только создать более комфортные условия для работы артистов и технического персонала‚ но и открыть новые возможности для развития театрального искусства.​

В репертуаре появились более масштабные постановки‚ требующие сложных декораций и многочисленной труппы.​ Мариинский театр упрочил свои позиции одного из ведущих театров России‚ привлекая лучших певцов‚ танцоров‚ режиссеров своего времени.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Ольга Петрова

    Очень интересная статья! Всегда было любопытно узнать историю Мариинского театра. Спасибо, что так подробно и увлекательно рассказали о его переименованиях и перестройках.

  2. Екатерина Смирнова

    Замечательный экскурс в историю! Сразу захотелось посетить Мариинский театр и увидеть его величие своими глазами.

  3. Иван Иванов

    Не знал, что Мариинский театр раньше назывался Большим Каменным. Удивительно, как менялись его облик и название на протяжении веков!