- Мариинский театр⁚ История названия
- От Большого Каменного к Мариинскому
- В честь императрицы Марии Александровны
- Кировский театр⁚ Советский период
- Архитектурные преобразования Мариинского театра
- Антонио Ринальди и рождение Большого театра
- Альберто Кавос⁚ От реконструкций к новому зданию
- Виктор Шретер и расширение театра
Мариинский театр⁚ История названия
Название «Мариинский» театр получил в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны.
От Большого Каменного к Мариинскому
История Мариинского театра‚ как это часто бывает с объектами богатой истории‚ полна переименований и перестроек. Чтобы понять‚ как Большой Каменный театр превратился в Мариинский‚ совершим небольшой экскурс в прошлое.
12 июля 1783 года вышел указ императрицы Екатерины II об учреждении театрального комитета‚ ответственного за управление зрелищами и музыкой. А уже 5 октября того же года на Карусельной площади (позднее переименованной в Театральную) состоялось торжественное открытие Большого Каменного театра.
Автором проекта выступил знаменитый Антонио Ринальди‚ поразивший всех масштабом своего замысла. Театр поражал воображение не только величественной архитектурой‚ но и инновационной для того времени сценой‚ оборудованной по последнему слову техники. Открытие ознаменовалось оперой Джованни Паизиелло «Il Mondo della luna» («Лунный мир»).
На сцене Большого Каменного театра попеременно выступали русская‚ итальянская и французская труппы‚ ставились драматические спектакли‚ давались вокально-инструментальные концерты.
В 1802-1803 годах облик театра претерпел изменения благодаря архитектору Тома де Томону; Он осуществил капитальную перестройку внутренней планировки и отделки‚ заметно изменив внешний вид и пропорции здания. Большой театр приобрел парадный и праздничный облик‚ став настоящей жемчужиной архитектуры невской столицы.
К сожалению‚ в ночь на 1 января 1811 года театр охватил разрушительный пожар. Огонь уничтожил роскошное внутреннее убранство‚ серьезно повредив фасад. Проект восстановления‚ составленный Тома де Томоном‚ был реализован уже после его смерти. Лишь 3 февраля 1818 года обновленный Большой театр вновь распахнул свои двери для публики.
Последующие годы стали для Большого театра эпохой расцвета. На его сцене шли постановки шедевров мировой классики⁚ оперы Моцарта‚ Россини‚ Беллини‚ Доницетти‚ Верди‚ Мейербера‚ Гуно‚ Обера‚ Тома.
В 1836 году для улучшения акустики архитектор Альберто Кавос (сын композитора и капельмейстера) заменил купольное перекрытие театрального зала на плоское‚ а над ним разместил художественную мастерскую. Он также убрал колонны‚ мешавшие обзору и искажавшие акустику‚ придал залу привычную форму подковы‚ увеличил его длину и высоту.
Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцены других театров‚ а на сцене Большого продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы.
В 1859 году напротив Большого театра сгорел Театр-цирк‚ на месте которого архитектор Альберто Кавос возвел новое здание. Именно этот театр‚ открывший свои двери 2 октября 1860 года‚ получил имя «Мариинский»‚ в честь императрицы Марии Александровны.
В честь императрицы Марии Александровны
Новый театр‚ возведенный на месте сгоревшего Театра-цирка‚ получил свое имя в честь царствующей императрицы Марии Александровны‚ супруги Александра II. Это был не просто жест уважения‚ но и отражение важной роли‚ которую императрица играла в культурной жизни страны.
Мария Александровна‚ урожденная принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская‚ была женщиной образованной и утонченной. Она покровительствовала искусствам‚ уделяя особое внимание театру и музыке. Ее личный вклад в развитие русской культуры был весьма значителен.
Выбор названия для нового театра‚ безусловно‚ имел политический подтекст. Период правления Александра II называют эпохой великих реформ‚ и наименование театра в честь императрицы можно рассматривать как дань уважения реформаторской деятельности императора.
Открытие Мариинского театра стало ярким событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. Роскошное здание‚ великолепные интерьеры‚ а главное ‒ богатый репертуар привлекали самую избранную публику. Мариинский быстро завоевал репутацию одного из лучших театров не только России‚ но и Европы.
Интересно‚ что в императорской ложе нового театра красовалась монограмма‚ составленная из первых букв имен царственной четы – «А» (Александр) и «М» (Мария). Этот изящный знак символизировал не только название театра‚ но и тесную связь императорской семьи с миром искусства.
Хотя с тех пор многое изменилось‚ и империи давно уже нет‚ Мариинский театр по-прежнему носит имя императрицы Марии Александровны‚ храня память о своей истории и традициях. Это название стало настолько привычным и органичным‚ что даже в советское время‚ когда многие театры были переименованы‚ Мариинский театр сохранил свое историческое название.
Кировский театр⁚ Советский период
После революции 1917 года‚ в водовороте бурных перемен‚ затронувших все сферы жизни‚ изменилась и судьба Мариинского театра. Декретом от 9 ноября 1917 года он был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году театр получил новое официальное название, Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ).
Однако переименование 1920 года не стерло из памяти привычное название. В народе театр по-прежнему продолжали называть Мариинским‚ и это название продолжало жить в стенах театра‚ несмотря на все политические перемены.
В 1935 году произошло еще одно переименование‚ связанное уже не с идеологией‚ а с конкретным историческим событием. После трагической гибели Сергея Мироновича Кирова‚ видного партийного деятеля‚ театру было присвоено его имя. Так начался период «Кировского театра» — названия‚ просуществовавшего не одно десятилетие.
Несмотря на смену названия‚ театр продолжал развиваться‚ оставаясь одним из ведущих музыкальных театров страны. На его сцене по-прежнему шли шедевры классики‚ появлялись новые постановки‚ работали талантливейшие артисты.
Лишь в 1992 году‚ уже после распада СССР‚ театру было возвращено его историческое название — Мариинский. Это событие стало символом возвращения к традициям‚ переосмысления исторического прошлого.
Сегодня Мариинский театр — это не просто здание с богатой историей‚ это живой организм‚ хранящий память о своем прошлом‚ но вместе с тем устремленный в будущее. И каждое из его названий — часть этой истории‚ напоминание о сложном и противоречивом‚ но безусловно ярком пути‚ который прошел театр за более чем два века своего существования.
Архитектурные преобразования Мариинского театра
Здание Мариинского театра за свою историю претерпело ряд значительных изменений. От первоначального проекта Антонио Ринальди до современной реконструкции Саломеи Гельфер – каждая эпоха оставила свой след в облике театра.
Антонио Ринальди и рождение Большого театра
Хотя сам Мариинский театр был построен на месте сгоревшего Театра-цирка‚ его история неразрывно связана с историей первого петербургского театра – Большого Каменного‚ творения выдающегося архитектора Антонио Ринальди. Именно это здание‚ возведенное в 1783 году‚ стало колыбелью будущего Мариинского театра.
Проект Ринальди был грандиозен по своим масштабам. Театр поражал воображение своей монументальностью‚ торжественностью‚ соответствовавшей духу екатерининской эпохи. Здание было решено в лучших традициях классицизма⁚ строгие формы‚ четкие линии‚ величественный портик‚ увенчанный скульптурной композицией.
Но главное — Ринальди удалось создать не просто красивое‚ но и функциональное здание‚ отвечавшее всем требованиям театрального искусства того времени. Он продумал все до мелочей⁚ от размеров и формы зала до системы вентиляции и освещения.
Особенно примечательной была сцена театра‚ оснащенная по последнему слову техники. Она была оборудована сложным системами подъемно-опускных декораций‚ что позволяло создавать на сцене настоящие чуда превращений.
Большой Каменный театр стал настоящим культурным центром Петербурга. На его сцене шли не только оперные и балетные спектакли‚ но и драматические постановки‚ давались концерты. Здесь выступали лучшие артисты‚ звучала музыка русских и зарубежных композиторов.
Судьба Большого Каменного театра сложилась драматично. В 1811 году он сильно пострадал от пожара‚ а в 1886 году здание было перестроено под консерваторию. Однако память о нем сохранилась не только в истории города‚ но и в названии площади‚ на которой он стоял‚ — Театральной. И конечно‚ дух Большого Каменного театра‚ его атмосфера торжественности и праздника живут сегодня в стенах Мариинского театра‚ наследника его славы и традиций.
Альберто Кавос⁚ От реконструкций к новому зданию
Имя архитектора Альберто Кавоса тесно связано с историей Мариинского театра. Именно он сыграл ключевую роль в превращении Большого Каменного театра в то величественное здание‚ каким мы знаем его сегодня.
Альберто Кавос‚ сын композитора Катарино Кавоса‚ уже в молодости зарекомендовал себя как талантливый архитектор. В 1836 году ему было поручено провести реконструкцию Большого Каменного театра‚ пострадавшего от пожара 1811 года и нуждавшегося в серьезной модернизации.
Кавос блестяще справился с задачей. Он не только восстановил поврежденные конструкции‚ но и внес в облик театра существенные изменения‚ сделавшие его более современным и комфортным для зрителей.
Одной из важнейших задач было улучшение акустики зала. Кавос заменил купольное перекрытие на плоское‚ убрал колонны‚ мешавшие обзору и искажавшие звук‚ придал залу форму подковы , оптимальную для распространения звуковых волн.
Однако главным достижением Кавоса стало строительство нового театрального здания на месте сгоревшего Театра-цирка. Именно это здание‚ открывшее свои двери в 1860 году‚ получило название Мариинского.
Создавая проект Мариинского театра‚ Кавос стремился к тому‚ чтобы он стал не просто театром‚ а настоящим храмом искусства‚ символом культурного величия России. И ему это удалось. Величественный фасад‚ украшенный колоннами и скульптурами‚ роскошные интерьеры‚ прекрасная акустика — все здесь говорило о высоком назначении этого места.
Мариинский театр стал вершиной творчества Альберто Кавоса и одновременно памятником его таланту. Именно благодаря его труду Санкт-Петербург получил один из красивейших и знаменитых театров мира.
Виктор Шретер и расширение театра
К концу XIX века Мариинский театр‚ ставший одним из ведущих музыкальных театров России‚ столкнулся с проблемой нехватки пространства. Рост популярности оперы и балета‚ расширение репертуара‚ увеличение труппы – все это требовало новых площадей для репетиций‚ хранения декораций‚ размещения технических служб.
Решить эту задачу выпало на долю Виктора Шретера‚ талантливого архитектора‚ занимавшего пост главного архитектора императорских театров. В 1885 году по его проекту к левому крылу Мариинского театра был пристроен трехэтажный корпус‚ значительно расширивший пространство театра.
Шретер не ограничился простой пристройкой дополнительных помещений. Он органично вписал новый корпус в архитектурный ансамбль театра‚ сохранив его стилистическое единство. Фасад пристройки был выполнен в той же манере‚ что и основное здание‚ с использованием характерных для классицизма элементов декора.
В новом корпусе разместились просторные репетиционные залы‚ мастерские для изготовления декораций и костюмов‚ складские помещения. Здесь же была оборудована собственная электростанция‚ обеспечивавшая театр электричеством – новинка по тем временам.
Расширение театра‚ проведенное Виктором Шретером‚ позволило не только создать более комфортные условия для работы артистов и технического персонала‚ но и открыть новые возможности для развития театрального искусства.
В репертуаре появились более масштабные постановки‚ требующие сложных декораций и многочисленной труппы. Мариинский театр упрочил свои позиции одного из ведущих театров России‚ привлекая лучших певцов‚ танцоров‚ режиссеров своего времени.
Очень интересная статья! Всегда было любопытно узнать историю Мариинского театра. Спасибо, что так подробно и увлекательно рассказали о его переименованиях и перестройках.
Замечательный экскурс в историю! Сразу захотелось посетить Мариинский театр и увидеть его величие своими глазами.
Не знал, что Мариинский театр раньше назывался Большим Каменным. Удивительно, как менялись его облик и название на протяжении веков!