Образ праведницы в повести А. Солженицына «Матрёнин двор»

Внешняя и внутренняя характеристика Матрёны

Матрена Васильевна ⎻ женщина уже немолодая, о чем свидетельствуют ее описание⁚ «лицо.​.​.​ в морщинах», «неладно сросшаяся ключица».​ Автор отмечает и то, что болезнь наложила отпечаток на ее внешность⁚ «волосы.​.​. были уже с проседью», «улыбка.​.​. была виноватая». Но глаза Матрёны светились «добротой и простодушием».​ Внутренний мир героини также раскрывается постепенно через поступки, отношение к людям, жизни.​

Образ праведницы в повести А. Солженицына "Матрёнин двор"

Отношение Матрёны к труду и людям

Матрена Васильевна – олицетворение исконно русского отношения к труду⁚ бескорыстного, естественного, как воздух.​ Работа для нее – неотъемлемая часть бытия, способ самовыражения и служения людям.​ Она трудится не покладая рук, не требуя признания или вознаграждения.​

Ее день начинается с забот о доме, о «жителях» своего маленького мирка⁚ козы, фикусов, тараканов.​ Она не делит труд на престижный и непрестижный, воспринимая его как естественное проявление человеческой сущности.​ Работа на огороде, помощь соседям, бесконечные хлопоты по хозяйству – все это Матрена делает с каким-то особым, внутренним достоинством.​

Отношение Матрёны к людям – это пример истинного христианского милосердия.​ Она всегда готова прийти на помощь, отдать последнее, не ожидая ничего взамен. Ее доброта не показная, а естественная, идущая из самой глубины души.​ Она бескорыстно помогает односельчанам в копке картошки, не отказывает в помощи даже чужим людям.​

Вспомним эпизод, когда Матрена отдает свою горницу Кире, племяннице Фаддея.​ Несмотря на то, что это решение дается ей нелегко, она жертвует частью своего дома, понимая, что для Киры и ее семьи это жизненно необходимо.​

Отношение Матрёны к людям строится не на расчете или выгоде, а на искреннем желании помочь, разделить чужую боль, поддержать в трудную минуту.​ Она не осуждает, не критикует, принимая людей такими, какие они есть, со всеми их недостатками и слабостями.​

Однако бескорыстие и простодушие Матрёны нередко оборачиваются против нее.​ Односельчане пользуются ее добротой, нередко обращаясь к ней с просьбами только тогда, когда им нужна помощь. Они не видят в ней человека, достойного уважения и понимания, считая ее странной и недалекой.

Тем не менее, Матрена не держит зла на своих односельчан.​ Она принимает их такими, какие они есть, продолжая жить по законам совести и доброты.​ В этом и заключается ее праведность⁚ в умении любить и сострадать, не требуя ничего взамен, в готовности жертвовать собой ради других.​

Образ праведницы в повести А. Солженицына "Матрёнин двор"

История жизни Матрёны⁚ потери и лишения

Жизнь Матрёны Васильевны – это череда горьких потерь и лишений, которые закалили ее душу, но не ожесточили сердце.​ Судьба уготовила ей тяжелые испытания с юных лет, но, несмотря на это, она сохранила в себе чистоту, искренность и бескорыстие.​

Первая потеря постигла её ещё до революции, когда умер её жених Фаддей, призванный на войну. Эта трагедия определила всю её дальнейшую судьбу.​ Вынужденная выйти замуж за брата любимого, она всю жизнь несла в себе груз неразделенной любви и несбывшихся надежд.​

Материнство, которое могло бы стать для Матрёны утешением, превратилось в новый источник страданий.​ Из шестерых детей, рождённых ею, никто не выжил, оставаясь в младенчестве.​ Эта боль преследовала её на протяжении всей жизни, оставляя неизгладимый след в душе.​

Тяжёлая работа в колхозе, отсутствие собственного хозяйства, крохотная пенсия – вот реалии жизни Матрёны. Она привыкла довольствоваться малым, не ропща на несправедливость и лишения.​ Её не привлекают материальные блага, она не стремится к накоплению имущества.​

Единственной отрадой для Матрёны становится приёмная дочь Кира, которую она воспитывала как родную.​ В ней она видит продолжение себя, свою надежду на будущее. Именно ради Киры Матрёна соглашается отдать свою горницу, несмотря на то, что это решение даётся ей крайне тяжело.​

История жизни Матрёны – это история о том, как, несмотря на все испытания, человек способен сохранить в себе лучшие человеческие качества⁚ доброту, сострадание, бескорыстие.​ Именно эти качества делают её образ настолько светлым и притягательным, а её саму – истинно праведной женщиной.​

Образ праведницы в повести А. Солженицына "Матрёнин двор"

Доброта и бескорыстие Матрёны

Матрёна Васильевна предстает в рассказе как воплощение бескорыстной доброты, которая струится из самой глубины ее души, не требуя ничего взамен.​ Её жизнь – это непрерывный акт самопожертвования, готовность отдать последнее, что у нее есть, ради других.​

Доброта Матрёны проявляется во всем⁚ в ее отношении к людям, к животным, к растениям.​ Она подбирает бездомную кошку, заботится о своих фикусах, как о детях, с трепетом относится к земле, дающей урожай.​ Её дом открыт для всех⁚ для соседей, нуждающихся в помощи, для случайных путников, ищущих приюта.​

Одним из самых ярких примеров бескорыстия Матрёны является эпизод с разбором её горницы. Несмотря на то, что это единственная ценность, которая у неё осталась, она без колебаний соглашается отдать её Кире, своей приёмной дочери.​ Матрёна понимает, что для молодой семьи этот дом жизненно необходим, и её собственные интересы отходят на второй план.​

Трогательна и бескорыстна помощь, которую Матрёна оказывает односельчанам. Она всегда готова прийти на выручку, будь то копка картошки, уборка урожая или любая другая работа. При этом Матрёна никогда не просит за свой труд платы, считая её чем-то унизительным.​

Однако доброта и бескорыстие Матрёны нередко оказываются не оцененными окружающими.​ Люди пользуются её добрым сердцем, воспринимая её помощь как должное.​ Они не задумываются о том, что у Матрёны тоже есть свои проблемы и нужды, что она нуждается в отдыхе и заботе.​

Но, несмотря на всё это, Матрёна не держит зла на людей.​ Она продолжает жить по законам совести и доброты, считая, что именно в этом и заключается смысл человеческой жизни.​ Её образ – это образ истинно праведного человека, для которого чужая боль и радость важнее собственных переживаний.​

Образ праведницы в повести А. Солженицына "Матрёнин двор"

Религиозность Матрёны⁚ языческие и христианские мотивы

В образе Матрёны Васильевны органично переплетаются христианские и языческие представления о мире, вере, морали.​ Это отражает глубинную связь героини с народной традицией, в которой православие, не искоренив до конца древние верования, тесно переплелось с ними.​

Христианское начало проявляется в Матрёне прежде всего в её безграничной доброте, сострадании, всепрощении.​ Она живёт по заповедям, сама того не осознавая⁚ помогает всем без разбора, не судит ближних, принимает свою судьбу безропотно, как посланную свыше.​ Ее отношение к труду, как к естественной части жизни, также созвучно христианской этике.

В то же время в Матрёне живы отголоски язычества, веры в природу, в домовых, в добрые и злые силы.​ Она боится «сглазить», приговаривает во время работы, видит дурные знаки в случайных событиях.​ Её отношение к животным, растениям наполнено особым, почти мистическим смыслом.​

Ярким примером сосуществования в Матрёне языческих и христианских мотивов служит эпизод с переносом горницы.​ С одной стороны, Матрёна видит в этом событии дурное предзнаменование, ощущает приближение беды.​ С другой стороны, она покорно принимает происходящее как неизбежность, как проявление высшей воли.​

Важно отметить, что языческие верования Матрёны не противоречат её христианской нравственности.​ Наоборот, они органично дополняют её, делают образ героини более сложным и глубоким.​ Вера в высшие силы, в добро и зло, неразрывно связана у Матрёны с понятиями о совести, справедливости, милосердии.

Именно в этом синтезе языческого и христианского заключается одна из причин того, почему Матрёну называют праведницей.​ Она живёт в гармонии с собой и миром, руководствуясь внутренним нравственным законом, который объединяет в себе вековые традиции и истинные человеческие ценности.​

Отношение односельчан к Матрёне⁚ непонимание и осуждение

Матрёна Васильевна, воплощающая в себе лучшие качества русского человека – доброту, бескорыстие, трудолюбие, – парадоксальным образом не находит понимания и признания среди своих односельчан.​ Они относятся к ней с нескрываемой снисходительностью, считая странной, «не от мира сего»;

Односельчане не могут понять и принять бескорыстие Матрёны. Для них её готовность помогать всем и каждому без расчёта на вознаграждение кажется глупостью, недалёкостью.​ Они привыкли жить по принципу «ты – мне, я – тебе», где любая услуга имеет свою цену. Матрёна же нарушает эти негласные правила, чем вызывает у них недоумение и даже раздражение.

Они осуждают её за то, что она не стремится к материальному благополучию, не копит денег, не гонится за модой.​ В их глазах она – неудачница, не сумевшая устроить свою жизнь. Они не видят ценности в её духовном богатстве, в её внутренней красоте, в её умении любить и сострадать.​

Отношение односельчан к Матрёне ярко проявляется в сцене раздела имущества после её смерти.​ Родственники, которые при жизни редко вспоминали о ней, набрасываются на её скромные пожитки, словно коршуны, готовые разорвать друг друга ради какого-нибудь хлама.​ Никто из них не испытывает истинной скорби о потере близкого человека, все озабочены лишь собственной выгодой.

Трагизм ситуации заключается в том, что Матрёна, обладая истинно христианским миролюбием, не осуждает своих односельчан.​ Она принимает их такими, какие они есть, со всеми их недостатками и слабостями.​ В этом и заключается её праведность – в умении любить и прощать, не требуя ничего взамен.​

Образ праведницы в повести А. Солженицына "Матрёнин двор"

Смысл финала рассказа⁚ гибель Матрёны как символ ухода праведности

Финал рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор» пронизан трагизмом и глубоким символизмом.​ Гибель Матрёны, нелепая и нелестная, становится олицетворением исчезающей праведности, утраты нравственных ориентиров в современном мире.​

Матрёна погибает, помогая близким, стремясь облегчить их жизнь, как делала это всегда.​ Она отдает последнее, что у неё есть, – свою горницу, и именно эта жертва становится причиной её гибели.​ В этом просматривается горькая ирония судьбы⁚ бескорыстие и доброта, которые Матрёна пронесла через всю свою жизнь, в итоге приводят её к трагическому концу.​

Смерть Матрёны воспринимается не только как личная трагедия, но и как символ ухода целой эпохи, угасания духовности и нравственности.​ Односельчане, собравшиеся на поминки, скорбят не столько о ней, сколько о себе, о своей утраченной душевной целостности.​ Они интуитивно чувствуют, что с уходом Матрёны их мир становится более пустым и холодным.​

Символично, что даже после смерти Матрёна не находит покоя.​ Её родственники бесстыдно делят её скромное имущество, забыв о христианском милосердии и уважении к памяти усопшей.​ Это ярко демонстрирует духовную деградацию общества, где материальные ценности ставятся выше человеческих качеств.​

Финал рассказа оставляет чувство горечи и тревоги.​ Гибель Матрёны – это не просто смерть одной женщины, это символ утраты нравственных ориентиров, предупреждение о том, что в погоне за материальным благополучием человек рискует потерять свою душу.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Дмитрий

    Прекрасно раскрыта тема отношения Матрёны к труду. Для нее это не просто работа, а способ жизни, служение людям и самовыражение.

  2. Ирина

    Автор очень точно передал суть характера Матрёны — её готовность помочь, искреннее милосердие, умение жертвовать собой ради других.

  3. Ольга

    Очень глубокий анализ образа Матрёны! Автор точно подметил, что ее красота — не внешняя, а внутренняя, исходящая из ее доброты, трудолюбия и бескорыстия.