Павелецкий вокзал⁚ почему так называется?
Первоначально этот московский вокзал назывался Саратовским, поскольку он был конечной станцией Рязано-Уральской железной дороги, управление которой находилось в Саратове. Позже эта дорога вошла в состав Приволжской железной дороги. Свое нынешнее название вокзал получил уже после Великой Отечественной войны в честь железнодорожной станции Павелец Рязанской области.
История названия
История названия Павелецкого вокзала тесно связана с развитием железнодорожного транспорта в России в конце XIX — начале XX века. Изначально вокзал, торжественно открытый 1 сентября 1900 года, носил название «Саратовский». Это название было выбрано не случайно.
Дело в том, что Павелецкий вокзал был построен как конечная станция Рязано-Уральской железной дороги, которая на тот момент являлась крупнейшей частной железнодорожной компанией в России. Ее протяженность составляла более 3400 верст, и она связывала 12 густонаселенных губерний. А управление этой железной дороги находилось как раз в Саратове.
Название «Саратовский вокзал» просуществовало несколько десятилетий. Однако после Великой Отечественной войны, в 1940-х годах٫ было принято решение переименовать вокзал. Новое название — «Павелецкий» — было дано в честь небольшой железнодорожной станции Павелец٫ расположенной в Рязанской области.
Выбор в пользу Павелеца, а не какого-либо другого географического пункта, объяснялся несколькими причинами. Во-первых, станция Павелец располагалась на Рязано-Уральской железной дороге, с которой и был связан Московский вокзал. Во-вторых, название «Павелецкий» хорошо запоминалось и было созвучно с названием уже существующей Павелецкой площади, на которую выходил вокзал.
Таким образом, переименование вокзала не только отразило изменения в административно-территориальном делении страны, но и упростило его использование пассажирами, сделав название более логичным и удобным.
Строительство и ранние годы
В конце XIX века стремительно развивающаяся Рязано-Уральская железная дорога, связывавшая 12 густонаселенных губерний, столкнулась с острой необходимостью иметь свой выход в Москве. Существующие столичные вокзалы были перегружены, и это тормозило развитие как самой железной дороги, так и экономик регионов, которые она обслуживала.
В мае 1897 года император Николай II одобрил строительство железнодорожной ветки٫ которая должна была соединить Москву с уже существующей сетью Рязано-Уральской железной дороги. Проект был масштабным и сложным٫ но٫ несмотря на это٫ строители уложились в рекордно короткие сроки ౼ новая линия была проложена всего за полтора года.
Торжественное открытие движения по новой ветке состоялось 1 сентября 1900 года. К этой дате, однако, здание самого вокзала еще не было достроено. Пассажиров временно принимали во временных деревянных строениях, а торжественный молебен с водоосвящением провели уже в новом здании вокзала, когда оно было, наконец, готово.
Автором проекта здания Павелецкого вокзала, по некоторым данным, стал архитектор Александр Красовский. Здание вокзала было выполнено в популярном тогда стиле модерн и стало настоящим украшением площади. Оно было оснащено самыми современными на тот момент инженерными системами и быстро завоевало популярность среди пассажиров.
Первые годы работы Павелецкого вокзала были отмечены бурным ростом пассажиропотока. Сюда прибывали поезда не только из Рязанской и Саратовской губерний, но и из других регионов России. Вокзал стал важным транспортным узлом, связавшим центр страны с ее южными окраинами;
Архитекторы Павелецкого вокзала
Вопрос об авторстве проекта здания Павелецкого вокзала до сих пор вызывает дискуссии среди историков архитектуры. Дело в том, что в разных источниках можно встретить противоречивую информацию, и однозначно установить, кто же именно был автором проекта, довольно сложно.
Согласно наиболее распространенной версии, авторами проекта здания Павелецкого вокзала были архитекторы Николай Иванович Орлов и Александр Федорович Красовский. Оба архитектора были известными мастерами своего времени и имели большой опыт проектирования общественных зданий.
Николай Иванович Орлов был автором целого ряда вокзалов на Рязано-Уральской железной дороге, в т.ч. и вокзала в самом Павелеце. Александр Федорович Красовский также был опытным архитектором, работавшим в Москве. Он являлся автором проектов ряда доходных домов и особняков, выполненных в стиле модерн.
В некоторых источниках можно встретить информацию о том, что в проектировании Павелецкого вокзала принимали участие и другие архитекторы, в частности, Н. А. Квашнин и Ю. Ф. Дидерихс. Однако, документальных подтверждений их участия в проекте не найдено.
Несмотря на некоторые разночтения в авторстве проекта, можно с уверенностью сказать, что здание Павелецкого вокзала является ярким образцом архитектуры модерна. Оно отличается пластичностью форм, использованием новых материалов, таких как металл и стекло, а также функциональностью планировки.
Реконструкция вокзала
На протяжении XX века Павелецкий вокзал, являясь одним из ключевых транспортных узлов Москвы, переживал периоды интенсивного роста пассажиропотока. Менялись времена, менялись и требования к комфорту и функциональности вокзальных комплексов. Наконец, в 1980-х годах назрела необходимость провести масштабную реконструкцию Павелецкого вокзала.
Перед архитекторами стояла сложная задача⁚ с одной стороны, необходимо было значительно увеличить пропускную способность вокзала и создать максимально комфортные условия для пассажиров, с другой — важно было сохранить уникальный архитектурный облик здания, являвшегося памятником архитектуры.
Проект реконструкции был разработан группой архитекторов под руководством А.Б. Гуркова, С.Д. Кузнецова и А.Р. Воронцова. Работы по реконструкции начались в 1980 году и продолжались семь лет. За это время здание вокзала было фактически отстроено заново.
В ходе реконструкции был значительно увеличен объем здания вокзала — он вырос в шесть раз. Были построены новые платформы, расширены конкорсы, созданы удобные залы ожидания. Особое внимание было уделено инженерному оснащению вокзала⁚ были установлены современные системы вентиляции, кондиционирования, информационные табло.
Важным этапом реконструкции стало строительство станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии, которая была интегрирована в здание вокзала. Это значительно упростило транспортную доступность вокзала для жителей и гостей столицы.
Торжественное открытие реконструированного Павелецкого вокзала состоялось 3 ноября 1987 года. Обновленный вокзал стал не только более комфортным и функциональным, но и приобрел второе дыхание, сохранив при этом свою историческую индивидуальность.
Павелецкий вокзал и исторические события
За свою более чем вековую историю Павелецкий вокзал стал не только важным транспортным узлом, но и немым свидетелем ключевых моментов истории России. Стены этого здания хранят память о торжественных отъездах и радостных встречах, о трагических событиях и великих победах.
Одним из самых скорбных дней в истории Павелецкого вокзала стало 23 января 1924 года. В этот день сюда прибыл траурный поезд из Горок, несущий гроб с телом Владимира Ильича Ленина. Тысячи людей пришли на площадь перед вокзалом, чтобы проститься с вождем мирового пролетариата. В память об этом событии на левой стороне вокзала был открыт Павильон-музей, а привокзальная площадь с 1941 по 1992 год носила имя Ленина.
В годы Великой Отечественной войны Павелецкий вокзал стал одним из ключевых пунктов отправки войск на фронт. Отсюда уходили на фронт солдаты и офицеры, медсестры и врачи. Вокзал жил в ритме военного времени, работая на пределе своих возможностей.
Но были в истории Павелецкого вокзала и светлые, радостные дни. В 1961 году отсюда отправился в полет на космическом корабле «Восток» первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Тысячи москвичей пришли на вокзал٫ чтобы попрощаться с героем и пожелать ему удачи.
Сегодня Павелецкий вокзал — это современный транспортный узел, который продолжает играть важную роль в жизни Москвы и всей страны. Но он не забывает и о своей истории, о тех событиях, которые происходили здесь на протяжении многих лет.
Современное состояние
Сегодня Павелецкий вокзал – это не просто исторический памятник, но и один из крупнейших транспортных узлов Москвы, играющий важную роль в жизни мегаполиса. После масштабной реконструкции 1980-х годов он превратился в современный комплекс, способный обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности для пассажиров.
Ежедневно Павелецкий вокзал обслуживает десятки тысяч пассажиров, отправляя и принимая поезда дальнего следования, следующие в южном направлении, а также пригородные электропоезда. Отсюда можно добраться до таких городов, как Волгоград, Саратов, Астрахань, Воронеж, Тамбов и многих других.
Вокзальный комплекс включает в себя просторные залы ожидания, оборудованные комфортными сидениями, электронными табло с актуальной информацией о рейсах, кафе и магазинами. Для удобства пассажиров с багажом предусмотрены камеры хранения и автоматические камеры хранения. На территории вокзала работают пункты обмена валюты, банкоматы, аптека, медпункт.
Особое внимание уделяется безопасности пассажиров. На вокзале действует система видеонаблюдения, работают сотрудники полиции и кинологической службы. Для обеспечения транспортной безопасности пассажиров все отправляющиеся поезда проходят тщательный досмотр.
Павелецкий вокзал — это неотъемлемая часть транспортной системы Москвы, которая продолжает развиваться и совершенствоваться, отвечая современным требованиям комфорта и безопасности. Он служит ярким примером того, как историческое наследие может успешно сочетаться с современными технологиями, создавая удобную и функциональную среду для жителей и гостей столицы.
Спасибо за интересную информацию!
Очень интересно! Никогда не задумывалась о происхождении названия «Павелецкий». Спасибо, что просветили!
Вот это да! А я думал, что вокзал всегда был Павелецким.
Увлекательно! Хотелось бы почитать про историю других московских вокзалов.
А есть ли фотографии старого Саратовского вокзала?
Никогда бы не подумал, что название вокзала связано с Рязанской областью.
Интересно, а почему станция Павелец так называется?
Люблю такие исторические справки. Сразу чувствуется связь времен.