Павелецкий вокзал: история названия и строительства

Павелецкий вокзал⁚ почему так называется?​

Первоначально этот московский вокзал назывался Саратовским, поскольку он был конечной станцией Рязано-Уральской железной дороги, управление которой находилось в Саратове.​ Позже эта дорога вошла в состав Приволжской железной дороги.​ Свое нынешнее название вокзал получил уже после Великой Отечественной войны в честь железнодорожной станции Павелец Рязанской области.​

История названия

История названия Павелецкого вокзала тесно связана с развитием железнодорожного транспорта в России в конце XIX — начале XX века.​ Изначально вокзал, торжественно открытый 1 сентября 1900 года, носил название «Саратовский».​ Это название было выбрано не случайно.​

Дело в том, что Павелецкий вокзал был построен как конечная станция Рязано-Уральской железной дороги, которая на тот момент являлась крупнейшей частной железнодорожной компанией в России. Ее протяженность составляла более 3400 верст, и она связывала 12 густонаселенных губерний.​ А управление этой железной дороги находилось как раз в Саратове.​

Павелецкий вокзал: история названия и строительства

Название «Саратовский вокзал» просуществовало несколько десятилетий.​ Однако после Великой Отечественной войны, в 1940-х годах٫ было принято решение переименовать вокзал.​ Новое название — «Павелецкий» — было дано в честь небольшой железнодорожной станции Павелец٫ расположенной в Рязанской области.​

Выбор в пользу Павелеца, а не какого-либо другого географического пункта, объяснялся несколькими причинами.​ Во-первых, станция Павелец располагалась на Рязано-Уральской железной дороге, с которой и был связан Московский вокзал. Во-вторых, название «Павелецкий» хорошо запоминалось и было созвучно с названием уже существующей Павелецкой площади, на которую выходил вокзал.​

Таким образом, переименование вокзала не только отразило изменения в административно-территориальном делении страны, но и упростило его использование пассажирами, сделав название более логичным и удобным.

Строительство и ранние годы

В конце XIX века стремительно развивающаяся Рязано-Уральская железная дорога, связывавшая 12 густонаселенных губерний, столкнулась с острой необходимостью иметь свой выход в Москве.​ Существующие столичные вокзалы были перегружены, и это тормозило развитие как самой железной дороги, так и экономик регионов, которые она обслуживала.​

В мае 1897 года император Николай II одобрил строительство железнодорожной ветки٫ которая должна была соединить Москву с уже существующей сетью Рязано-Уральской железной дороги.​ Проект был масштабным и сложным٫ но٫ несмотря на это٫ строители уложились в рекордно короткие сроки ౼ новая линия была проложена всего за полтора года.​

Павелецкий вокзал: история названия и строительства

Торжественное открытие движения по новой ветке состоялось 1 сентября 1900 года.​ К этой дате, однако, здание самого вокзала еще не было достроено.​ Пассажиров временно принимали во временных деревянных строениях, а торжественный молебен с водоосвящением провели уже в новом здании вокзала, когда оно было, наконец, готово.​

Автором проекта здания Павелецкого вокзала, по некоторым данным, стал архитектор Александр Красовский.​ Здание вокзала было выполнено в популярном тогда стиле модерн и стало настоящим украшением площади. Оно было оснащено самыми современными на тот момент инженерными системами и быстро завоевало популярность среди пассажиров.

Первые годы работы Павелецкого вокзала были отмечены бурным ростом пассажиропотока.​ Сюда прибывали поезда не только из Рязанской и Саратовской губерний, но и из других регионов России.​ Вокзал стал важным транспортным узлом, связавшим центр страны с ее южными окраинами;

Архитекторы Павелецкого вокзала

Вопрос об авторстве проекта здания Павелецкого вокзала до сих пор вызывает дискуссии среди историков архитектуры.​ Дело в том, что в разных источниках можно встретить противоречивую информацию, и однозначно установить, кто же именно был автором проекта, довольно сложно.

Согласно наиболее распространенной версии, авторами проекта здания Павелецкого вокзала были архитекторы Николай Иванович Орлов и Александр Федорович Красовский. Оба архитектора были известными мастерами своего времени и имели большой опыт проектирования общественных зданий.​

Николай Иванович Орлов был автором целого ряда вокзалов на Рязано-Уральской железной дороге, в т.ч.​ и вокзала в самом Павелеце. Александр Федорович Красовский также был опытным архитектором, работавшим в Москве.​ Он являлся автором проектов ряда доходных домов и особняков, выполненных в стиле модерн.​

В некоторых источниках можно встретить информацию о том, что в проектировании Павелецкого вокзала принимали участие и другие архитекторы, в частности, Н. А.​ Квашнин и Ю.​ Ф.​ Дидерихс.​ Однако, документальных подтверждений их участия в проекте не найдено.

Несмотря на некоторые разночтения в авторстве проекта, можно с уверенностью сказать, что здание Павелецкого вокзала является ярким образцом архитектуры модерна.​ Оно отличается пластичностью форм, использованием новых материалов, таких как металл и стекло, а также функциональностью планировки.​

Реконструкция вокзала

На протяжении XX века Павелецкий вокзал, являясь одним из ключевых транспортных узлов Москвы, переживал периоды интенсивного роста пассажиропотока.​ Менялись времена, менялись и требования к комфорту и функциональности вокзальных комплексов.​ Наконец, в 1980-х годах назрела необходимость провести масштабную реконструкцию Павелецкого вокзала.​

Перед архитекторами стояла сложная задача⁚ с одной стороны, необходимо было значительно увеличить пропускную способность вокзала и создать максимально комфортные условия для пассажиров, с другой — важно было сохранить уникальный архитектурный облик здания, являвшегося памятником архитектуры.​

Проект реконструкции был разработан группой архитекторов под руководством А.​Б.​ Гуркова, С.​Д.​ Кузнецова и А.Р.​ Воронцова. Работы по реконструкции начались в 1980 году и продолжались семь лет. За это время здание вокзала было фактически отстроено заново.​

В ходе реконструкции был значительно увеличен объем здания вокзала — он вырос в шесть раз.​ Были построены новые платформы, расширены конкорсы, созданы удобные залы ожидания.​ Особое внимание было уделено инженерному оснащению вокзала⁚ были установлены современные системы вентиляции, кондиционирования, информационные табло.

Важным этапом реконструкции стало строительство станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии, которая была интегрирована в здание вокзала.​ Это значительно упростило транспортную доступность вокзала для жителей и гостей столицы.

Торжественное открытие реконструированного Павелецкого вокзала состоялось 3 ноября 1987 года.​ Обновленный вокзал стал не только более комфортным и функциональным, но и приобрел второе дыхание, сохранив при этом свою историческую индивидуальность.

Павелецкий вокзал и исторические события

Павелецкий вокзал: история названия и строительства

За свою более чем вековую историю Павелецкий вокзал стал не только важным транспортным узлом, но и немым свидетелем ключевых моментов истории России.​ Стены этого здания хранят память о торжественных отъездах и радостных встречах, о трагических событиях и великих победах.​

Одним из самых скорбных дней в истории Павелецкого вокзала стало 23 января 1924 года.​ В этот день сюда прибыл траурный поезд из Горок, несущий гроб с телом Владимира Ильича Ленина.​ Тысячи людей пришли на площадь перед вокзалом, чтобы проститься с вождем мирового пролетариата. В память об этом событии на левой стороне вокзала был открыт Павильон-музей, а привокзальная площадь с 1941 по 1992 год носила имя Ленина.​

В годы Великой Отечественной войны Павелецкий вокзал стал одним из ключевых пунктов отправки войск на фронт. Отсюда уходили на фронт солдаты и офицеры, медсестры и врачи.​ Вокзал жил в ритме военного времени, работая на пределе своих возможностей.​

Но были в истории Павелецкого вокзала и светлые, радостные дни.​ В 1961 году отсюда отправился в полет на космическом корабле «Восток» первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.​ Тысячи москвичей пришли на вокзал٫ чтобы попрощаться с героем и пожелать ему удачи.​

Сегодня Павелецкий вокзал — это современный транспортный узел, который продолжает играть важную роль в жизни Москвы и всей страны. Но он не забывает и о своей истории, о тех событиях, которые происходили здесь на протяжении многих лет.

Современное состояние

Сегодня Павелецкий вокзал – это не просто исторический памятник, но и один из крупнейших транспортных узлов Москвы, играющий важную роль в жизни мегаполиса.​ После масштабной реконструкции 1980-х годов он превратился в современный комплекс, способный обеспечить высокий уровень комфорта и безопасности для пассажиров.​

Ежедневно Павелецкий вокзал обслуживает десятки тысяч пассажиров, отправляя и принимая поезда дальнего следования, следующие в южном направлении, а также пригородные электропоезда.​ Отсюда можно добраться до таких городов, как Волгоград, Саратов, Астрахань, Воронеж, Тамбов и многих других.​

Павелецкий вокзал: история названия и строительства

Вокзальный комплекс включает в себя просторные залы ожидания, оборудованные комфортными сидениями, электронными табло с актуальной информацией о рейсах, кафе и магазинами.​ Для удобства пассажиров с багажом предусмотрены камеры хранения и автоматические камеры хранения. На территории вокзала работают пункты обмена валюты, банкоматы, аптека, медпункт.​

Особое внимание уделяется безопасности пассажиров.​ На вокзале действует система видеонаблюдения, работают сотрудники полиции и кинологической службы. Для обеспечения транспортной безопасности пассажиров все отправляющиеся поезда проходят тщательный досмотр.

Павелецкий вокзал: история названия и строительства

Павелецкий вокзал — это неотъемлемая часть транспортной системы Москвы, которая продолжает развиваться и совершенствоваться, отвечая современным требованиям комфорта и безопасности.​ Он служит ярким примером того, как историческое наследие может успешно сочетаться с современными технологиями, создавая удобную и функциональную среду для жителей и гостей столицы.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Екатерина

    Спасибо за интересную информацию!

  2. Лидия

    Очень интересно! Никогда не задумывалась о происхождении названия «Павелецкий». Спасибо, что просветили!

  3. Сергей

    Вот это да! А я думал, что вокзал всегда был Павелецким.

  4. Ирина

    Увлекательно! Хотелось бы почитать про историю других московских вокзалов.

  5. Андрей

    А есть ли фотографии старого Саратовского вокзала?

  6. Алексей

    Никогда бы не подумал, что название вокзала связано с Рязанской областью.

  7. Ольга

    Интересно, а почему станция Павелец так называется?

  8. Дмитрий

    Люблю такие исторические справки. Сразу чувствуется связь времен.