- Почему Гоголь называет Чичикова «приобретателем»?
- Суть понятия «приобретатель» в контексте поэмы
- Цель Чичикова как отражение его натуры «приобретателя»
- Отношение Гоголя к Чичикову и его «приобретательству»
- «Приобретательство» Чичикова на фоне других образов поэмы
- Актуальность образа Чичикова- «приобретателя» в современном мире
Почему Гоголь называет Чичикова «приобретателем»?
Гоголь называет Чичикова «приобретателем», потому что вся жизнь этого персонажа подчинена идее приобретения, наживы. Главная цель Чичикова – не создание чего-либо, а приумножение капитала любыми средствами. Он стремится не производить, а «приобретать», используя для этого хитрость, обман, аферы.
Суть понятия «приобретатель» в контексте поэмы
В контексте поэмы «Мертвые души» понятие «приобретатель» приобретает особый, гоголевский сарказм и глубину. Это не просто человек, который что-то приобретает, покупает. Нет, Гоголь вкладывает в это слово концентрированный смысл, рисуя образ человека, для которого нажива, стяжательство становятся единственным двигателем жизни, затмевая все остальные человеческие качества.
Чичиков – «приобретатель» особого рода. Его не интересует ни производство, ни созидание, ни честный труд. Его цель – приумножить капитал, причем любыми, даже самыми аморальными способами. Покупка «мертвых душ» – лишь вершина этого «приобретательства», гротескное отражение внутреннего мира героя.
Важно отметить, что Гоголь использует слово «приобретатель» с определенной долей иронии. Писатель противопоставляет его таким понятиям, как «творец», «создатель», подчеркивая духовную пустоту и бесплодность Чичикова. Этот герой не создает ничего нового, а лишь паразитирует на существующем порядке вещей, используя его в своих корыстных целях.
Более того, «приобретательство» Чичикова в поэме – это не просто индивидуальная черта характера, а симптом эпохи, отражение пороков тогдашнего общества. Гоголь показывает, как погоня за наживой разъедает души людей, превращая их в бездушных манекенов, подобных самому Чичикову.
Таким образом, понятие «приобретатель» в контексте поэмы выходит далеко за рамки простого определения. Это емкий образ, в котором сконцентрированы критика общественных нравов, сатира на алчность и беспринципность, а также философские размышления о смысле человеческого существования.
Цель Чичикова как отражение его натуры «приобретателя»
Цель Чичикова, как и любого «приобретателя» в гоголевском понимании, – это обогащение, умножение капитала. Но Гоголь не ограничивается поверхностным изображением алчности. Он глубоко проникает в суть натуры своего героя, показывая, что цель для Чичикова – это не просто абстрактное богатство, а средство достижения иллюзорного счастья, миража благополучия и уважения.
В погоне за «мертвыми душами» проявляется вся суть чичиковского «приобретательства». Эта афера – не просто криминальная схема, а символ его жизненной философии⁚ получить максимум, не давая ничего взамен, эксплуатируя существующий порядок для личной выгоды.
Цель Чичикова тесно связана с его прошлым, с наставлениями отца⁚ «береги копейку». Эта установка трансформировалась в навязчивую идею, в гонку за богатством, которая затмевает все остальные ценности. Чичиков не задумывается о нравственной стороне своих поступков, для него существует только одна цель – приобретение, и все средства для ее достижения хороши.
Важно отметить, что цель Чичикова иллюзорна. Он стремится к внешнему благополучию, к тому, чтобы производить впечатление на окружающих, не задумываясь о духовном содержании своей жизни. Гоголь подчеркивает эту пустоту, показывая, что «приобретательство» не приносит Чичикову ни истинного счастья, ни удовлетворения.
Таким образом, цель Чичикова – это яркое отражение его натуры «приобретателя», человека, для которого материальное богатство затмевает все остальные ценности. Эта цель является движущей силой всех его поступков, определяя его судьбу и делая его одним из самых ярких и гротескных персонажей русской литературы.
Отношение Гоголя к Чичикову и его «приобретательству»
Отношение Гоголя к Чичикову и его «приобретательству» сложно назвать однозначным. Автор не осуждает своего героя открыто, но с помощью сатиры, гротеска и тонкой иронии создаёт образ, вызывающий у читателя сложную гамму чувств⁚ от смеха до горького раздумья.
С одной стороны, Гоголь наделяет Чичикова недюжинной энергией, предприимчивостью, умением находить общий язык с людьми. Эти качества могли бы послужить на благо общества, но, к сожалению, они направлены лишь на достижение эгоистичных целей.
Гоголь с горечью показывает, как «приобретательство» разъедает душу Чичикова, лишая его способности любить, сопереживать, творить. Он становится рабом своих желаний, пустым местом, «мёртвой душой» в мире живых людей.
Однако Гоголь не лишает Чичикова возможности духовного возрождения. Не случайно поэма остаётся незавершённой. Автор верит, что даже в самой заблудшей душе может проснуться искра добра и света.
Используя слово «приобретатель», Гоголь не просто даёт характеристику своему герою, но и выносит приговор всему обществу, поражённому вирусом стяжательства. Он призывает читателя задуматься о истинных ценностях жизни, о том, что духовное богатство нельзя купить ни за какие деньги.
Отношение Гоголя к Чичикову – это не презрение или ненависть, а боль за человека, потерявшего себя в погоне за иллюзорными целями. Это призыв к пробуждению, к поиску истинного смысла жизни, к возвращению к духовным истокам.
«Приобретательство» Чичикова на фоне других образов поэмы
«Приобретательство» Чичикова, ярко обрисованное Гоголем, приобретает ещё более острый смысл на фоне галереи других персонажей поэмы «Мертвые души». Каждый из них, будь то помещик, чиновник или крестьянин, в той или иной степени подвержен жажде наживы, что позволяет еще глубже раскрыть порочность этой черты.
Манилов, погруженный в мир мечтаний, все же не упускает возможности выгодно продать «мертвые души», выставляя при этом показное благородство. Коробочка, ограниченная и скупая, видит в Чичикове лишь покупателя и боится продешевить. Ноздрев, азартный и безответственный, готов проиграть все, что имеет, включая и «мертвые души». Собакевич же подходит к сделке с чисто предпринимательским расчетом, стремясь выжать максимальную прибыль.
На фоне этих образов «приобретательство» Чичикова выглядит особенно цинично и беспринципно. Он не просто поддается общему течению, а сознательно и целеустремленно использует слабости и пороки людей ради собственной выгоды. Он – своеобразный «зеркало», в котором отражается нравственное уродство всего общества, одержимого жаждой наживы.
Однако, в отличие от других персонажей, Чичиков не статичен. Он находится в постоянном движении, в поиске новых возможностей для обогащения. Это движение, лишенное нравственной опоры, приводит его к краху, но в то же время оставляет надежду на возможное пробуждение, на переоценку ценностей.
Таким образом, «приобретательство» Чичикова, раскрытое на фоне других образов поэмы, становится символом глубокого нравственного кризиса общества, где материальные ценности восторжествовали над духовными.
Актуальность образа Чичикова- «приобретателя» в современном мире
Несмотря на то, что Чичиков – герой XIX века, его образ, к сожалению, не потерял своей актуальности и в современном мире. «Приобретательство», так ярко обрисованное Гоголем, приобрело новые формы и масштабы, но его суть осталась неизменной – жажда наживы, готовность идти по головам ради достижения своих целей.
Сегодня мы встречаем «чичиковых» в разных сферах жизни – в бизнесе, политике, даже в искусстве. Это люди, для которых главным критерием успеха являются деньги, власть, положение в обществе. Они безжалостны к конкурентам, равнодушны к проблемам окружающих, их не волнуют нравственные принципы.
Современные «приобретатели» также используют разные маски, как и Чичиков. Они могут быть обаятельными и обходительными, заниматься благотворительностью, декларировать высокие идеалы. Но за этим фасадом скрывается все та же пустота, бездуховность, отсутствие нравственных ориентиров.
Актуальность образа Чичикова – это своеобразный укор современному обществу, где материальные ценности часто превалируют над духовными. Это напоминание о том, что погоня за богатством не должна превращаться в самоцель, что существуют вечные ценности – любовь, дружба, сострадание, которые нельзя купить ни за какие деньги.
Гоголь, создавая образ Чичикова, предупреждал нас о том, к чему может привести бездумное стремление к наживе. И сегодня, перечитывая «Мертвые души», мы должны задуматься о том, какие ценности являются для нас главными, и не повторяем ли мы ошибки героев Гоголя.
Очень точное определение Чичикова — «приобретатель». Он словно вампир, который высасывает жизнь из других, не давая ничего взамен.
Интересный анализ! Действительно, «приобретательство» Чичикова — это не просто жажда денег, а какое-то всепоглощающее стремление, которое делает его пустым и бездуховным.
Жутковатый персонаж этот Чичиков. И самое страшное, что он не одинок в своем желании наживы.
Спасибо за разбор! Стало понятнее, почему Гоголь использует слово «приобретатель» с иронией. Чичиков ведь на самом деле ничего ценного не приобретает, только губит свою душу.
Да, «приобретательство» Чичикова — это симптом болезни всего общества. Гоголь как будто предвидел, во что превратится мир, где главная ценность — деньги.
Блестящий анализ! Гоголь — мастер слова, он так точно подбирает определения для своих персонажей. «Приобретатель» — это же не просто слово, а целый образ!
Спасибо, что напомнили о великом Гоголе и его проницательности! «Мертвые души» — книга очень актуальная и в наши дни.
Гоголь гениально подметил эту черту — «приобретательство» — которая актуальна и в наше время. Сколько сейчас таких Чичиковых вокруг!
Интересно, а как бы повел себя Чичиков в наше время? Наверняка, преуспел бы в каком-нибудь сетевом маркетинге или финансовой пирамиде.
Мне всегда было интересно, почему Чичиков не пытается создать что-то свое, а только ищет, как бы нажиться на чужом. Ваш анализ помог мне лучше понять этот персонаж.