Почему лежачий полицейский так называется

Название «лежачий полицейский» ⏤ неофициальное, но очень распространённое в народе.​ Оно метафорически отражает функцию этого элемента дороги⁚ как полицейский регулирует движение и следит за порядком, так и «лежачий полицейский» принудительно ограничивает скорость автомобилей на опасных участках.​

Интересно, что в английском языке «лежачий полицейский» называется «sleeping policeman», «спящий полицейский».​ Вероятно, это название связано с тем, что искусственная неровность «лежит» на дороге и как будто «спит», пока на неё не наедет машина.​

История появления термина «лежачий полицейский»

История появления термина «лежачий полицейский» увлекательна и полна интересных деталей.​ Начнем с того, что это название ⏤ не официальное, а скорее разговорное, прочно укоренившееся в речи благодаря своей образности.​ Оно метафорически отражает суть этой дорожной конструкции⁚ как полицейский следит за порядком и регулирует движение на дороге, так и «лежачий полицейский» принудительно ограничивает скорость автомобилей на определенных участках.​

Почему лежачий полицейский так называется

Интересно, что в русском языке термин «лежачий полицейский» скорее всего пришел из английского языка, где аналогичная конструкция называется «sleeping policeman» ⏤ «спящий полицейский». Вероятно, такое название связано с тем, что искусственная неровность неподвижно «лежит» на дороге, словно «спит», и «просыпается», когда на нее наезжает автомобиль, заставляя его снизить скорость.​

Первые упоминания о «спящих полицейских» относятся к началу XX века. В те времена автомобили только начинали активно появляться на дорогах, и фермеры в США столкнулись с проблемой⁚ водители нередко превышали скорость, проезжая мимо их ферм, что создавало опасность для скота и людей. Чтобы как-то обезопасить свои владения, фермеры стали устанавливать на дорогах самодельные препятствия ⏤ например, бревна или насыпи из земли.​ Эти конструкции и стали прообразом современных «лежачих полицейских».

В Великобритании, где термин «sleeping policeman» также получил широкое распространение, первые подобные конструкции появились в 1950-х годах.​ Они устанавливались на дорогах вблизи школ, больниц и других мест, где требовалось снизить скорость движения для обеспечения безопасности пешеходов.​

Со временем «спящие полицейские» эволюционировали от примитивных бревен и насыпей до более совершенных конструкций из асфальта, резины и других материалов. Несмотря на то, что официальное название таких конструкций — «искусственная дорожная неровность» (ИДН), народное название «лежачий полицейский» прочно закрепилось в языке и используется до сих пор.​

Почему лежачий полицейский так называется

Альтернативные названия в разных странах

Интересно, что «лежачий полицейский» имеет множество альтернативных названий в разных странах мира.​ Каждое из них по-своему отражает особенности восприятия этой дорожной конструкции в разных культурах.​

Например, в англоязычных странах, помимо уже упомянутого «sleeping policeman» («спящий полицейский»), можно встретить такие названия, как «speed bump» («препятствие для скорости»), «traffic calming device» («устройство для успокоения трафика») или просто «bump» («кочка»).​

В странах Латинской Америки для обозначения «лежачего полицейского» часто используют колоритные выражения.​ Например, в Аргентине его называют «lomo de burro» («спина осла»), а в Пуэрто-Рико — «muerto» («мертвец»).​ В Испании можно услышать название «guardián tumbado» («лежащий страж») или «badén» («брод»).​

В Германии, где, кстати, и был установлен первый в мире «лежачий полицейский» из асфальтобетона в 1963 году, его называют «Bremshügel» («тормозной холм») или «Aufpflasterung» («возвышение»).​

Во Франции используют термин «dos d’âne» («спина осла»), а в Италии — «dosso artificiale» («искусственная неровность»).​

В России, помимо распространенного «лежачего полицейского», можно услышать и другие названия, например, «шпилька» или просто «кочка».​

Такое разнообразие названий свидетельствует о том, что «лежачий полицейский», несмотря на свою простоту, является неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры во многих странах мира и воспринимается как эффективный способ обеспечения безопасности дорожного движения.​ Каждое название, отражая культурные особенности и менталитет народа, по-своему подчеркивает важность соблюдения скоростного режима и внимательности на дороге.​

Официальное название в России

Несмотря на то, что в разговорной речи прочно закрепилось название «лежачий полицейский», в России, как и во многих других странах, у этой дорожной конструкции есть официальное название, используемое в нормативных документах и технической литературе.​

Согласно ГОСТу Р 52605-2006, который регламентирует требования к безопасности дорожного движения и устанавливает основные параметры искусственных неровностей, официальное название «лежачего полицейского», «искусственная дорожная неровность», сокращенно ИДН.

Именно этот термин используется в официальных документах, проектной документации, а также в правилах дорожного движения.​ Название «лежачий полицейский» же является скорее народным, образным обозначением этого элемента дорожной инфраструктуры.​

Важно отметить, что использование термина «искусственная дорожная неровность» вместо «лежачего полицейского» не является строгим требованием.​ В разговорной речи, в средствах массовой информации и даже в некоторых официальных материалах можно встретить оба варианта.​

Однако при составлении технической документации, проектировании дорог, а также в любых других случаях, когда требуется соблюдение официальной терминологии, следует использовать именно название «искусственная дорожная неровность» (ИДН).​ Это позволит избежать двусмысленности и обеспечить точность и однозначность понимания.​

Почему лежачий полицейский так называется

Назначение и функции «лежачего полицейского»

Несмотря на простоту конструкции, «лежачий полицейский», или, говоря официальным языком, искусственная дорожная неровность (ИДН), выполняет важные функции, направленные на повышение безопасности дорожного движения.​ Главная задача «лежачего полицейского» – это принудительное снижение скорости транспортных средств на определенных участках дороги.​

В первую очередь, ИДН устанавливают в местах повышенной опасности, где необходимо обеспечить безопасность пешеходов.​ Это могут быть⁚

  • пешеходные переходы, особенно нерегулируемые;
  • территории вблизи школ, детских садов и других детских учреждений;
  • придомовые территории, дворы, где играют дети;
  • участки дорог с ограниченной видимостью;
  • места проведения массовых мероприятий.

Помимо обеспечения безопасности пешеходов, «лежачие полицейские» также способствуют⁚

  • снижению уровня шума от транспорта;
  • предотвращению ДТП, связанных с превышением скорости;
  • дисциплинированию водителей и повышению их внимания на дороге.

Важно отметить, что установка «лежачих полицейских» должна быть обоснованной и соответствовать установленным нормам и стандартам.​ Неправильно установленный «лежачий полицейский» может не только не решить проблему безопасности, но и создать аварийную ситуацию на дороге.​

Почему лежачий полицейский так называется

Виды и конструкции «лежачих полицейских»

«Лежачие полицейские», или искусственные дорожные неровности (ИДН), могут иметь разные виды конструкций, каждая из которых обладает своими особенностями и областью применения.​ Разнообразие конструкций позволяет выбирать оптимальный вариант в зависимости от конкретных условий и требований к безопасности дорожного движения.​

Вот некоторые из наиболее распространенных видов «лежачих полицейских»⁚

Почему лежачий полицейский так называется

  1. ИДН из асфальтобетона.​ Это самый распространенный вид «лежачих полицейских».​ Они изготавливаются из асфальтобетонной смеси и отличаются долговечностью и высокой прочностью.​ Такие ИДН обычно имеют трапециевидную форму и устанавливаются на дорогах с интенсивным движением.​
  2. Резиновые ИДН.​ Эти ИДН изготавливаются из высокопрочной резины и имеют модульную конструкцию, что позволяет легко их монтировать и демонтировать.​ Резиновые ИДН отличаются более плавным преодолением и меньшим уровнем шума по сравнению с асфальтобетонными;
  3. Пластиковые ИДН. Эти ИДН изготавливаются из ударопрочного пластика и также имеют модульную конструкцию.​ Они легкие, просты в установке и имеют яркую окраску, что делает их хорошо заметными для водителей.​
  4. Металлические ИДН.​ Эти ИДН используются реже других видов и обычно устанавливаются на территориях промышленных предприятий или складов.​ Они отличаются высокой прочностью и износостойкостью.​

Помимо материала и конструкции, «лежачие полицейские» также могут различаться по своим габаритам, форме и цвету.​ Выбор конкретного вида ИДН зависит от множества факторов, таких как тип дороги, интенсивность движения, скоростной режим, особенности участка дороги и т.​д.​

Правила установки «лежачих полицейских»

Установка «лежачих полицейских» — дело ответственное, требующее строгого соблюдения установленных правил и норм.​ Неправильно установленный «лежачий полицейский» может не только не улучшить ситуацию на дороге, но и создать аварийную обстановку, повредить автомобили или стать причиной травм.

В России правила установки искусственных дорожных неровностей (ИДН) регламентируются ГОСТом Р 52605-2006.​ Вот некоторые из основных требований⁚

  • Обоснованность установки; ИДН могут устанавливаться только в местах, где это действительно необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, например, перед пешеходными переходами вблизи школ и детских садов.​
  • Соответствие параметров.​ Высота ИДН не должна превышать 7 см, а ширина должна быть не менее ширины проезжей части.​ Форма ИДН должна обеспечивать плавное преодоление препятствия.
  • Наличие дорожных знаков и разметки.​ Перед ИДН обязательно устанавливается знак 1.​17 «Искусственная неровность», а также наносится соответствующая дорожная разметка.​
  • Ограничение скорости.​ На участках дороги с ИДН устанавливается ограничение скорости движения.​
  • Согласование с ГИБДД.​ Установка ИДН на дорогах общего пользования требует обязательного согласования с ГИБДД.

Важно помнить, что установка «лежачих полицейских» должна быть не самоцелью, а взвешенным решением, направленным на повышение безопасности дорожного движения.​ При установке ИДН необходимо учитывать интенсивность движения, состав транспортного потока, наличие пешеходных переходов и другие факторы.​

Критика и споры вокруг «лежачих полицейских»

Несмотря на то, что «лежачие полицейские» (ИДН) призваны повысить безопасность дорожного движения, их установка нередко вызывает критику и споры.​ Существует ряд аргументов как за, так и против использования этих конструкций.​

Сторонники «лежачих полицейских» указывают на их несомненную эффективность в снижении скорости движения автомобилей, особенно вблизи пешеходных переходов, школ и детских садов.​ ИДН, по их мнению, заставляют водителей быть более внимательными и снижать скорость на потенциально опасных участках, что способствует предотвращению ДТП и защите пешеходов.​

Противники ИДН, в свою очередь, приводят ряд аргументов против их использования.​

  • Повреждение автомобилей.​ Резкое преодоление «лежачих полицейских» может привести к повреждению подвески, шин и других элементов автомобиля, что влечет за собой дополнительные расходы для автовладельцев.
  • Создание шума и вибрации.​ Проезд автомобилей через ИДН создает шум и вибрацию, что негативно сказывается на комфорте жителей близлежащих домов, особенно в ночное время.
  • Затруднение движения спецтранспорта.​ «Лежачие полицейские» могут создавать препятствия для движения скорой помощи, пожарных машин и другого спецтранспорта, что может быть критично в экстренных ситуациях.​
  • Неэффективность в некоторых случаях.​ Некоторые водители игнорируют ИДН или объезжают их по обочине, что не только не решает проблему безопасности, но и создает дополнительные опасности.​

Споры вокруг «лежачих полицейских» ведутся уже не первый год, и однозначного ответа на вопрос об их целесообразности нет.​ Важно подходить к установке ИДН взвешенно, учитывая все аргументы «за» и «против», а также специфику конкретного участка дороги.​

Оцените статью
Добавить комментарий