Название «лежачий полицейский» ⏤ неофициальное, но очень распространённое в народе. Оно метафорически отражает функцию этого элемента дороги⁚ как полицейский регулирует движение и следит за порядком, так и «лежачий полицейский» принудительно ограничивает скорость автомобилей на опасных участках.
Интересно, что в английском языке «лежачий полицейский» называется «sleeping policeman», «спящий полицейский». Вероятно, это название связано с тем, что искусственная неровность «лежит» на дороге и как будто «спит», пока на неё не наедет машина.
История появления термина «лежачий полицейский»
История появления термина «лежачий полицейский» увлекательна и полна интересных деталей. Начнем с того, что это название ⏤ не официальное, а скорее разговорное, прочно укоренившееся в речи благодаря своей образности. Оно метафорически отражает суть этой дорожной конструкции⁚ как полицейский следит за порядком и регулирует движение на дороге, так и «лежачий полицейский» принудительно ограничивает скорость автомобилей на определенных участках.
Интересно, что в русском языке термин «лежачий полицейский» скорее всего пришел из английского языка, где аналогичная конструкция называется «sleeping policeman» ⏤ «спящий полицейский». Вероятно, такое название связано с тем, что искусственная неровность неподвижно «лежит» на дороге, словно «спит», и «просыпается», когда на нее наезжает автомобиль, заставляя его снизить скорость.
Первые упоминания о «спящих полицейских» относятся к началу XX века. В те времена автомобили только начинали активно появляться на дорогах, и фермеры в США столкнулись с проблемой⁚ водители нередко превышали скорость, проезжая мимо их ферм, что создавало опасность для скота и людей. Чтобы как-то обезопасить свои владения, фермеры стали устанавливать на дорогах самодельные препятствия ⏤ например, бревна или насыпи из земли. Эти конструкции и стали прообразом современных «лежачих полицейских».
В Великобритании, где термин «sleeping policeman» также получил широкое распространение, первые подобные конструкции появились в 1950-х годах. Они устанавливались на дорогах вблизи школ, больниц и других мест, где требовалось снизить скорость движения для обеспечения безопасности пешеходов.
Со временем «спящие полицейские» эволюционировали от примитивных бревен и насыпей до более совершенных конструкций из асфальта, резины и других материалов. Несмотря на то, что официальное название таких конструкций — «искусственная дорожная неровность» (ИДН), народное название «лежачий полицейский» прочно закрепилось в языке и используется до сих пор.
Альтернативные названия в разных странах
Интересно, что «лежачий полицейский» имеет множество альтернативных названий в разных странах мира. Каждое из них по-своему отражает особенности восприятия этой дорожной конструкции в разных культурах.
Например, в англоязычных странах, помимо уже упомянутого «sleeping policeman» («спящий полицейский»), можно встретить такие названия, как «speed bump» («препятствие для скорости»), «traffic calming device» («устройство для успокоения трафика») или просто «bump» («кочка»).
В странах Латинской Америки для обозначения «лежачего полицейского» часто используют колоритные выражения. Например, в Аргентине его называют «lomo de burro» («спина осла»), а в Пуэрто-Рико — «muerto» («мертвец»). В Испании можно услышать название «guardián tumbado» («лежащий страж») или «badén» («брод»).
В Германии, где, кстати, и был установлен первый в мире «лежачий полицейский» из асфальтобетона в 1963 году, его называют «Bremshügel» («тормозной холм») или «Aufpflasterung» («возвышение»).
Во Франции используют термин «dos d’âne» («спина осла»), а в Италии — «dosso artificiale» («искусственная неровность»).
В России, помимо распространенного «лежачего полицейского», можно услышать и другие названия, например, «шпилька» или просто «кочка».
Такое разнообразие названий свидетельствует о том, что «лежачий полицейский», несмотря на свою простоту, является неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры во многих странах мира и воспринимается как эффективный способ обеспечения безопасности дорожного движения. Каждое название, отражая культурные особенности и менталитет народа, по-своему подчеркивает важность соблюдения скоростного режима и внимательности на дороге.
Официальное название в России
Несмотря на то, что в разговорной речи прочно закрепилось название «лежачий полицейский», в России, как и во многих других странах, у этой дорожной конструкции есть официальное название, используемое в нормативных документах и технической литературе.
Согласно ГОСТу Р 52605-2006, который регламентирует требования к безопасности дорожного движения и устанавливает основные параметры искусственных неровностей, официальное название «лежачего полицейского», «искусственная дорожная неровность», сокращенно ИДН.
Именно этот термин используется в официальных документах, проектной документации, а также в правилах дорожного движения. Название «лежачий полицейский» же является скорее народным, образным обозначением этого элемента дорожной инфраструктуры.
Важно отметить, что использование термина «искусственная дорожная неровность» вместо «лежачего полицейского» не является строгим требованием. В разговорной речи, в средствах массовой информации и даже в некоторых официальных материалах можно встретить оба варианта.
Однако при составлении технической документации, проектировании дорог, а также в любых других случаях, когда требуется соблюдение официальной терминологии, следует использовать именно название «искусственная дорожная неровность» (ИДН). Это позволит избежать двусмысленности и обеспечить точность и однозначность понимания.
Назначение и функции «лежачего полицейского»
Несмотря на простоту конструкции, «лежачий полицейский», или, говоря официальным языком, искусственная дорожная неровность (ИДН), выполняет важные функции, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Главная задача «лежачего полицейского» – это принудительное снижение скорости транспортных средств на определенных участках дороги.
В первую очередь, ИДН устанавливают в местах повышенной опасности, где необходимо обеспечить безопасность пешеходов. Это могут быть⁚
- пешеходные переходы, особенно нерегулируемые;
- территории вблизи школ, детских садов и других детских учреждений;
- придомовые территории, дворы, где играют дети;
- участки дорог с ограниченной видимостью;
- места проведения массовых мероприятий.
Помимо обеспечения безопасности пешеходов, «лежачие полицейские» также способствуют⁚
- снижению уровня шума от транспорта;
- предотвращению ДТП, связанных с превышением скорости;
- дисциплинированию водителей и повышению их внимания на дороге.
Важно отметить, что установка «лежачих полицейских» должна быть обоснованной и соответствовать установленным нормам и стандартам. Неправильно установленный «лежачий полицейский» может не только не решить проблему безопасности, но и создать аварийную ситуацию на дороге.
Виды и конструкции «лежачих полицейских»
«Лежачие полицейские», или искусственные дорожные неровности (ИДН), могут иметь разные виды конструкций, каждая из которых обладает своими особенностями и областью применения. Разнообразие конструкций позволяет выбирать оптимальный вариант в зависимости от конкретных условий и требований к безопасности дорожного движения.
Вот некоторые из наиболее распространенных видов «лежачих полицейских»⁚
- ИДН из асфальтобетона. Это самый распространенный вид «лежачих полицейских». Они изготавливаются из асфальтобетонной смеси и отличаются долговечностью и высокой прочностью. Такие ИДН обычно имеют трапециевидную форму и устанавливаются на дорогах с интенсивным движением.
- Резиновые ИДН. Эти ИДН изготавливаются из высокопрочной резины и имеют модульную конструкцию, что позволяет легко их монтировать и демонтировать. Резиновые ИДН отличаются более плавным преодолением и меньшим уровнем шума по сравнению с асфальтобетонными;
- Пластиковые ИДН. Эти ИДН изготавливаются из ударопрочного пластика и также имеют модульную конструкцию. Они легкие, просты в установке и имеют яркую окраску, что делает их хорошо заметными для водителей.
- Металлические ИДН. Эти ИДН используются реже других видов и обычно устанавливаются на территориях промышленных предприятий или складов. Они отличаются высокой прочностью и износостойкостью.
Помимо материала и конструкции, «лежачие полицейские» также могут различаться по своим габаритам, форме и цвету. Выбор конкретного вида ИДН зависит от множества факторов, таких как тип дороги, интенсивность движения, скоростной режим, особенности участка дороги и т.д.
Правила установки «лежачих полицейских»
Установка «лежачих полицейских» — дело ответственное, требующее строгого соблюдения установленных правил и норм. Неправильно установленный «лежачий полицейский» может не только не улучшить ситуацию на дороге, но и создать аварийную обстановку, повредить автомобили или стать причиной травм.
В России правила установки искусственных дорожных неровностей (ИДН) регламентируются ГОСТом Р 52605-2006. Вот некоторые из основных требований⁚
- Обоснованность установки; ИДН могут устанавливаться только в местах, где это действительно необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, например, перед пешеходными переходами вблизи школ и детских садов.
- Соответствие параметров. Высота ИДН не должна превышать 7 см, а ширина должна быть не менее ширины проезжей части. Форма ИДН должна обеспечивать плавное преодоление препятствия.
- Наличие дорожных знаков и разметки. Перед ИДН обязательно устанавливается знак 1.17 «Искусственная неровность», а также наносится соответствующая дорожная разметка.
- Ограничение скорости. На участках дороги с ИДН устанавливается ограничение скорости движения.
- Согласование с ГИБДД. Установка ИДН на дорогах общего пользования требует обязательного согласования с ГИБДД.
Важно помнить, что установка «лежачих полицейских» должна быть не самоцелью, а взвешенным решением, направленным на повышение безопасности дорожного движения. При установке ИДН необходимо учитывать интенсивность движения, состав транспортного потока, наличие пешеходных переходов и другие факторы.
Критика и споры вокруг «лежачих полицейских»
Несмотря на то, что «лежачие полицейские» (ИДН) призваны повысить безопасность дорожного движения, их установка нередко вызывает критику и споры. Существует ряд аргументов как за, так и против использования этих конструкций.
Сторонники «лежачих полицейских» указывают на их несомненную эффективность в снижении скорости движения автомобилей, особенно вблизи пешеходных переходов, школ и детских садов. ИДН, по их мнению, заставляют водителей быть более внимательными и снижать скорость на потенциально опасных участках, что способствует предотвращению ДТП и защите пешеходов.
Противники ИДН, в свою очередь, приводят ряд аргументов против их использования.
- Повреждение автомобилей. Резкое преодоление «лежачих полицейских» может привести к повреждению подвески, шин и других элементов автомобиля, что влечет за собой дополнительные расходы для автовладельцев.
- Создание шума и вибрации. Проезд автомобилей через ИДН создает шум и вибрацию, что негативно сказывается на комфорте жителей близлежащих домов, особенно в ночное время.
- Затруднение движения спецтранспорта. «Лежачие полицейские» могут создавать препятствия для движения скорой помощи, пожарных машин и другого спецтранспорта, что может быть критично в экстренных ситуациях.
- Неэффективность в некоторых случаях. Некоторые водители игнорируют ИДН или объезжают их по обочине, что не только не решает проблему безопасности, но и создает дополнительные опасности.
Споры вокруг «лежачих полицейских» ведутся уже не первый год, и однозначного ответа на вопрос об их целесообразности нет. Важно подходить к установке ИДН взвешенно, учитывая все аргументы «за» и «против», а также специфику конкретного участка дороги.