Почему не можешь забыть человека

Почему не можешь забыть человека

Часто люди не могут найти подходящего партнера и создать здоровые отношения из-за того, что в детстве родители не дали им достаточно любви.​

Базовая потребность в привязанности

Сегодня кажется очевидным, что крепкая эмоциональная связь с родителем важна для ментального здоровья ребенка.​ Но в середине прошлого века специалисты просто не верили в значимость эмоциональной связи между людьми.​ Любовь младенца к матери называли условным рефлексом — ребенок любит мать, так как она кормит его.​

Все это оказывало влияние на воспитание детей. Считалось, что излишней отзывчивостью можно испортить ребенка.​ А самостоятельности нужно начинать учить с пеленок — например, не реагировать на плач младенцев, чтобы они сами научились успокаивать себя.​

Революцию идей в обществе начал британский психиатр, основоположник теории привязанности Джон Боулби.​ В 1950-х он представил доклад для Всемирной организации здравоохранения, в котором утверждал⁚ только связь с родителем дает младенцу необходимое для развития чувство безопасности и комфорта. Потеря этой связи вредна для ребенка так же, как физический голод.​ Иными словами, он приравнял любовь — пусть и избегая этого слова, чтобы не смущать научное сообщество, — к базовой потребности.

Главными аргументами Джона Боулби были его собственные наблюдения — он много лет работал с детьми и замечал тенденцию, что даже сытые, обеспеченные всеми необходимыми материальными предметами сироты, лишенные родительского тепла, отстают в развитии, а их поведение чаще становится проблемным.​

Кроме того, Боулби ссылался на «Природу любви», серию знаменитых экспериментов психолога Гарри Харлоу.​ Детенышей макак-резусов разлучали с матерями, изолировали в клетке и давали два типа суррогатных матерей — конструкцию из проволоки, снабженную бутылкой с молоком для кормления, и покрытую махровой тканью и с электролампой внутри, которая создавала тепло. Детеныши выбирали приятный на ощупь и теплый суррогат, даже обрекая себя на голод.​

В следующих экспериментах Харлоу немного изменял конфигурацию эксперимента.​ Он делил детенышей на группы и одной давал проволочную мать, а другой — мягкую и теплую.​ Хотя обе конструкции были снабжены бутылками с молоком, маленькие макаки явно отдавали предпочтение последней.​ Те, кому не повезло оказаться изолированным с матерью из проволоки, проводили с ней меньше времени и демонстрировали странные симптомы⁚ сжимались, раскачивались взад-вперед, а также страдали расстройствами желудочно-кишечного тракта, по-видимому, из-за стресса.​

Еще ученый добавил фактор страха — в клетке появилось подобие чудовища, которое издавало громкие звуки и делало резкие движения. Маленькие макаки пугались — и бросались к мягкой маме за утешением.​ Прикосновение к махровой ткани успокаивало их.​

Гарри Харлоу пришел к выводу, что связь между матерью и ребенком основана не только на удовлетворении физических нужд.​

Типы привязанности и их влияние

Однако для того, чтобы эмоциональную связь признали реальной и значимой, требовалось более весомое доказательство, чем теоретические выводы Боулби или опыты на обезьянах.

И его представила психолог Мэри Эйнсворт в 1970-х годах.​ В рамках исследования она с группой специалистов наблюдала взаимодействие матерей и младенцев у них дома. Ученые записывали, как мать поддерживает контакт с ребенком — утешает, кормит, обнимает его.​ Спустя год все добровольцы пришли в лабораторию для прохождения «теста Незнакомая ситуация».​

По протоколу он был разделен на восемь этапов.​ Сначала маму с ребенком возраста от 12 до 19 месяцев приглашали в незнакомую игровую комнату. Через 3 минуты к ним входил незнакомец-экспериментатор.​ Потом мать оставляла малыша с незнакомцем на некоторое время — и снова возвращалась. Затем из комнаты выходил незнакомец, а после, и мать.​ Ребенок оставался в одиночестве.​ Дальше к нему возвращался сначала незнакомец, а спустя пару минут — мама.

Условия были одинаковы для всех детей, но их реакции на происходящее сильно различались по трем параметрам⁚

  • исследование окружающего мира — насколько ребенок активен, когда находится рядом с матерью, как реагирует на ее уход и возвращение;
  • эмоции — плачет ли ребенок, когда остается без матери, как быстро успокаивается в ее присутствии;
  • отношение к незнакомому взрослому, идет ли ребенок на контакт, когда незнакомец пытается с ним поиграть.​

На основе этих показателей Мэри Эйнсворт смогла классифицировать детей по типу их привязанности к родителю.​ И описала, как эти отношения зависят от поведения взрослого.

Надежный тип привязанности и его проявления

Чуткие и заботливые матери.​ Их дети увлеченно играли и были доброжелательны к незнакомцу, но только в присутствии родителя.​ В разлуке с ней они горько плакали, но быстро успокаивались в ее объятиях. А после снова возвращались к игре.​ Такие дети были абсолютно уверены, что родитель обеспечивает их безопасность и всегда даст поддержку.​ Их тип привязанности назвали надежным.​

Непоследовательные матери — то теплые, то отстраненные.​ Дети таких родителей играли, но без энтузиазма.​ Они всегда старались держаться ближе к матери и даже в ее присутствии относились к незнакомцу настороженно.​ Успокоить их после расставания было очень трудно.​ Некоторые проявляли агрессию, например били мать.​ В то же время они продолжали искать с ней близости. Такой тип привязанности назвали тревожным.​ Дети с тревожным типом привязанности не уверены, что родитель будет рядом, когда это необходимо.​ Они постоянно находятся в напряжении, ждут подвоха и очень остро переживают разлуку.​

Почему не можешь забыть человека

Холодные и отстраненные матери. Их дети вели себя так, будто им совершенно все равно, где мама.​ Они почти не плакали, когда она уходила, и не бежали к ней, когда она возвращалась.​ Казалось, что они не замечают родителя и совершенно не нуждаются в контакте с ней.​ Такой тип привязанности назвали избегающим.​ Дети с избегающим типом привязанности уверены, что родитель не даст им поддержки и тепла, когда это необходимо. Поэтому они не ждут помощи и учатся обходиться без нее.

Позже исследователи выделили еще один тип привязанности — тревожно-избегающий, или дезорганизованный. Ему свойственны противоречивые модели поведения.​ Например, ребенок может одновременно стремиться к близости с матерью и бояться ее.​ Или замирать, не двигаясь, когда она уходит из комнаты.​ Считается, что этот тип привязанности формируется у детей, которые пережили психологическую травму, связанную с родителем.​ Например, подвергались насилию или пренебрежению с его стороны.​

Почему не можешь забыть человека

Тревожный тип привязанности и его влияние на отношения

Теория привязанности оказала огромное влияние на психологию.​ Изначально она рассматривала только отношения между младенцем и родителем, но в 1980-х годах ученые предположили, что тип привязанности, сформированный в детстве, может оказывать влияние и на романтические отношения во взрослом возрасте.​

Почему не можешь забыть человека

Например, люди с надежным типом привязанности, как правило, легко строят отношения, доверяют партнеру и не боятся близости.​ Они уверены в себе и своих чувствах, а также в том, что партнер отвечает им взаимностью. Для них характерны гармоничные отношения, в которых оба партнера чувствуют себя комфортно и счастливо.​

А вот людям с тревожным типом привязанности строить отношения гораздо сложнее.​ Им свойственно⁚

  • стремиться к быстрому сближению с партнером, идеализировать его и отношения в целом;
  • испытывать сильную ревность и страх быть брошенными;
  • постоянно искать подтверждения любви и внимания со стороны партнера;
  • болезненно реагировать на критику и невнимание;
  • терять себя в отношениях, растворяясь в партнере.​

В связи с этим у людей с тревожным типом привязанности часто возникают проблемы в отношениях. Они могут быть слишком навязчивы, ревнивы и требовательны к партнеру. Им сложно доверять, они постоянно ждут подвоха и боятся быть отвергнутыми. Все это может привести к конфликтам, ссорам и, как следствие, к разрыву отношений.

Избегающий тип привязанности и его особенности

В отличие от людей с тревожным типом привязанности, которые стремятся к близости и зависимости от партнера, люди с избегающим типом привязанности, наоборот, боятся ее и стараются всячески ее избегать. Им сложно доверять другим людям, открываться им и проявлять свои чувства.​ Они ценят независимость и свободу, а отношения часто кажутся им обузой, которая ограничивает их.

В отношениях люди с избегающим типом привязанности склонны⁚

  • избегать эмоциональной близости, держа партнера на расстоянии;
  • не проявлять свои чувства, быть холодными и отстраненными;
  • сосредотачиваться на недостатках партнера, обесценивать его и отношения в целом;
  • не идти на компромиссы, настаивать на своем;
  • быстро терять интерес к партнеру, заводить романы на стороне.​

Такое поведение часто приводит к конфликтам и недопониманию в отношениях.​ Партнер человека с избегающим типом привязанности может чувствовать себя ненужным, нелюбимым и отвергнутым.​ Ему может казаться, что он не важен для своего партнера, что его чувства игнорируются.​ В результате отношения могут стать источником постоянного стресса и разочарования для обоих партнеров.​

Важно понимать, что избегающий тип привязанности — это не приговор.​ Люди с таким типом привязанности могут научиться строить здоровые и счастливые отношения, если осознают свои особенности и будут работать над собой.​ Важно научиться доверять партнеру, открываться ему, проявлять свои чувства и быть готовым к близости.​

Тревожно-избегающий тип привязанности и его проявления

Люди с тревожно-избегающим типом привязанности находятся в постоянном внутреннем конфликте.​ С одной стороны, они, как и люди с тревожным типом, хотят близости, тепла и любви.​ С другой стороны, как и люди с избегающим типом, боятся этой близости, не доверяют партнеру и боятся быть отвергнутыми.

Это противоречие проявляется в их поведении.​ В отношениях они могут быть⁚

  • непоследовательными — то стремиться к близости, то отталкивать партнера;
  • эмоционально нестабильными, то осыпать партнера любовью, то обвинять его во всех грехах;
  • ревнивыми и подозрительными — искать подтверждения измены даже там, где их нет;
  • манипулятивными — использовать различные способы, чтобы удержать партнера рядом, например, угрожать разрывом отношений или вызывать чувство вины.​

Такое поведение, безусловно, не способствует построению здоровых и гармоничных отношений.​ Партнеру человека с тревожно-избегающим типом привязанности может быть очень сложно понять, чего от него хотят, и угодить ему.​ Он может чувствовать себя запутавшимся, истощенным и эмоционально опустошенным.​

Почему не можешь забыть человека

Людям с тревожно-избегающим типом привязанности важно осознать свои внутренние противоречия и начать работать над собой.​ Им необходимо научиться доверять партнеру, справляться со своими страхами и быть более открытыми в отношениях.​ Только так они смогут разорвать порочный круг и построить здоровые и счастливые отношения.

Почему не можешь забыть человека

Влияние детских травм на отношения во взрослом возрасте

Часто корень проблем в отношениях, неспособность забыть человека, с которым связаны сильные эмоции, лежит в детских травмах.​ Травмирующий опыт, полученный в детстве, оставляет глубокий след в психике человека и может сказываться на его жизни даже во взрослом возрасте, особенно на способности строить здоровые отношения.​

Ребенок, растущий в атмосфере любви, заботы и безопасности, учится доверять миру и людям.​ Он знает, что его любят и принимают таким, какой он есть, и что в случае опасности он всегда может рассчитывать на поддержку родителей.​ Это формирует у него надежный тип привязанности, который становится прочным фундаментом для построения здоровых и гармоничных отношений в будущем.

Однако, если ребенок растет в условиях недостатка любви, внимания, заботы или же подвергается физическому или эмоциональному насилию, у него формируется небезопасный тип привязанности.​ Такой ребенок может вырасти с чувством страха, недоверия к миру и ощущением собственной никчемности.​ Он может бояться близости, избегать ее или же, наоборот, цепляться за партнера, боясь остаться один на один со своими страхами и переживаниями.

Детские травмы могут проявляться в отношениях по-разному.​ Например, человек может бессознательно выбирать партнеров, которые повторяют его травмирующий опыт.​ Он может быть склонен к ревностным припадкам, контролю, манипуляциям или же, наоборот, к чрезмерной уступчивости и самопожертвованию.​

Пути преодоления негативных сценариев и построение здоровых отношений

Осознание влияния детских травм на взрослые отношения , это первый и важный шаг к их преодолению.​ Важно понять, что проблемы в отношениях, неспособность забыть человека, вызвать у себя ответные чувства, часто бывают обусловлены не личными недостатками, а глубинными психологическими причинами, уходящими корнями в детство.​

Следующим шагом может стать обращение к психотерапевту.​ Квалифицированный специалист поможет разобраться в себе, своих чувствах и поведении, осознать и проработать детские травмы.​ Психотерапия дает возможность научиться выстраивать здоровые границы в отношениях, справляться с негативными эмоциями и формировать более позитивный образ себя и мира.​

Помимо психотерапии существует ряд практик, которые могут помочь в преодолении негативных сценариев в отношениях.​ Это могут быть медитации, йога, арт-терапия или любые другие занятия, которые помогают снять стресс, расслабиться и лучше понять себя.​

Важно помнить, что построение здоровых отношений — это процесс, который требует времени, терпения и усилий.​ Не стоит ждать мгновенных результатов.​ Главное — не останавливаться на достигнутом и продолжать работать над собой и своими отношениями.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Анна Иванова

    Статья заставляет задуматься о своем детстве и о том, как важно давать достаточно любви своим детям.

  2. Ольга

    Очень интересная статья! Давно задумывалась о влиянии родительской любви на формирование личности. Действительно, базовая потребность в привязанности играет огромную роль в нашей жизни.

  3. Иван Петров

    Спасибо за статью! Теория привязанности Джона Боулби — это то, о чем нужно знать каждому родителю. Важно создавать безопасную и любящую среду для детей.

  4. Екатерина Смирнова

    Тяжело читать про эксперименты над животными, но они действительно показывают, насколько сильна потребность в тепле и заботе. Статья заставляет задуматься.

  5. Алексей

    Как психолог, могу подтвердить важность ранней привязанности для формирования здоровых отношений во взрослой жизни. Статья очень актуальна!

  6. Сергей

    Полезная статья! Нужно больше говорить о важности родительской любви и ее влиянии на будущую жизнь человека.

  7. Елена

    Спасибо за интересную информацию! Буду рекомендовать статью друзьям.

  8. Мария

    Удивительно, как менялись взгляды на воспитание детей! Хорошо, что сейчас все больше внимания уделяется эмоциональному благополучию ребенка.

  9. Дмитрий К.

    Интересно было узнать про эксперименты с макаками. Никогда не задумывался, что у животных тоже такая сильная потребность в материнской любви.