Почему у самураев два меча

Почему у самураев два меча

Самураи носили два меча – длинную катану и короткий вакидзаси, которые вместе составляли дайсё.​ Такая пара сложилась не сразу.​ Сначала самураи использовали меч тати и короткий меч катана, а вакидзаси появился позже; Ношение дайсё регламентировалось указом, который требовал от самураев носить два меча при исполнении служебных обязанностей.

История появления мечей

Укороченные мечи, подобные вакидзаси, существовали в Японии с давних времен.​ В японском историческом эпосе «Тайхэйки» («Повесть о Великом мире»), завершенном около 1370 года٫ уже упоминается слово «вакидзаси».​ Однако исследователи полагают٫ что в период Намбокутё٫ когда Северная династия боролась за власть с Южной٫ это слово обозначало любой спрятанный клинок.​ Это мог быть как танто (кинжал)٫ так и кодати (меч٫ который тайком проносили под одеждой).​

В период Сэнгоку, известный как «Эпоха воюющих провинций», самураи стали использовать пару мечей – длинный и короткий.​ Фукунага Суйкен в своей «Энциклопедии японских мечей» отмечал, что такая пара появилась в эпоху Эйроку (1558–1570 гг.​) или немного позже.​ До этого самураи, как правило, носили один меч и кинжал, о чем свидетельствуют записи путешественников, посещавших Японию в XV–XVI веках.​

Почему у самураев два меча

В 1588 году Тоётоми Хидэёси, объединитель Японии, издал указ о «охоте за мечами» (катана-гари).​ Катаны изымались у всех, кто не принадлежал к самурайскому сословию.​ Это поставило вопрос о том, какое оружие считать катаной, а какое нет, и потребовало четкой классификации мечей.​

Разделение мечей на катану и вакидзаси по длине клинка утвердилось в период Эдо (1603–1868 гг.). Считается, что стандарт длины клинка в два сяку ввела семья Хонами для удобства экспертизы и оценки клинков. Позже этот стандарт был окончательно закреплен кланом Сендай.

В паре с катаной вакидзаси составлял дайсё – комплект из длинного и короткого мечей.​ Указ 1629 года обязывал самураев носить дайсё при исполнении служебных обязанностей.​ Дайсё постепенно превратился в единый комплект.​ Оба клинка часто заказывали у одного мастера, чтобы они сочетались друг с другом по стилю и оформлению.​

Вакидзаси как часть дайсё

Вакидзаси, будучи неотъемлемой частью дайсё, был не просто дополнительным оружием.​ Вместе с катаной он составлял единый комплект, отражавший социальный статус и боевые навыки самурая.

В период Эдо дайсё приобрёл особое значение как символ самурайского сословия. Ношение дайсё регламентировалось строгим этикетом. Оба меча, как правило, заказывали у одного мастера, чтобы они гармонировали по стилю и декору. Считалось, что катана и вакидзаси с разным оформлением не могут называться дайсё.

Существовали правила ношения дайсё в зависимости от ситуации.​ Например, при посещении замка сёгуна ножны мечей должны были быть черного цвета, а рукояти обматывались темной тесьмой, из-под которой проглядывала отделка из кожи белого ската.​

Вакидзаси крепился на поясе (оби) лезвием вверх с помощью специального шнура (сагэо), который продевался в скобу (куригата) на ножнах. Ножны с вакидзаси располагались ближе к телу, чем ножны катаны.​

Почему у самураев два меча

Входя в помещение, самурай оставлял катану у входа, но вакидзаси всегда оставался при нём.​ Исключение составляли лишь длительные визиты.​ Вакидзаси называли «хранителем чести», так как он позволял самураю защитить себя в случае внезапного нападения.​

Таким образом, вакидзаси, будучи частью дайсё, выполнял не только практическую, но и символическую функцию. Он был неотъемлемым атрибутом самурая, подчеркивая его статус и готовность защищать свою честь.​

Практическое применение двух мечей

Хотя дайсё, пара из катаны и вакидзаси, стал неотъемлемым атрибутом самурая, в бою он обычно использовал только один меч. Чаще всего это была катана – длинный меч, эффективный как в пешем строю, так и в индивидуальном поединке.​

Вакидзаси, будучи короче катаны, применялся в ограниченном пространстве, где размах длинного клинка был затруднен. В тесных помещениях, узких коридорах или гуще схватки вакидзаси становился более удобным и маневренным оружием.

Кроме того, вакидзаси использовался как дополнительное оружие, если катана была утеряна или повреждена в бою.​ Самурай мог продолжить сражаться, полагаясь на короткий, но не менее смертоносный меч.​

Некоторые школы боевых искусств развивали технику боя двумя мечами одновременно.​ Наиболее известным примером является стиль Нитэн Ити-рю («Два неба как одно» или «Два меча как один»), основанный легендарным мастером фехтования Миямото Мусаси.​

Однако техника боя двумя мечами была сложной и требовала исключительного мастерства.​ Большинство самураев предпочитали сосредоточиться на владении одним мечом, достигая в этом высочайшего уровня.​

Почему у самураев два меча

Таким образом, практическое применение двух мечей было обусловлено как тактическими соображениями, так и особенностями японских боевых искусств.​ Вакидзаси, будучи не просто дополнением к катане, расширял боевые возможности самурая, давая ему преимущество в определенных условиях.​

Вакидзаси как «хранитель чести»

Почему у самураев два меча

Вакидзаси, короткий меч самурая, был не просто оружием, но и символом чести и достоинства.​ Носимый вместе с катаной, он наделялся особым значением в самурайском кодексе чести – бусидо.

Согласно этикету, входя в дом, самурай оставлял катану у входа, но вакидзаси всегда оставался при нем.​ Это подчеркивало постоянную готовность самурая защитить себя и свою честь даже в мирной обстановке.​

Вакидзаси называли «хранителем чести» не только из-за его постоянного присутствия рядом с самураем.​ Быстрый и смертоносный, он позволял мгновенно отреагировать на оскорбление или угрозу, не прибегая к катане, которая считалась более «благородным» оружием.

В случае спора о чести, который не удавалось разрешить мирным путем, вакидзаси мог быть использован в ритуальном самоубийстве – сэппуку.​ Этот акт считался высшим проявлением самообладания и верности своему кодексу чести.​

Таким образом, вакидзаси, будучи неотъемлемой частью самурайской культуры, воспринимался не только как оружие, но и как символ чести, достоинства и готовности защищать их любой ценой. Он был постоянным напоминанием о самурайском долге и готовности пожертвовать жизнью ради сохранения своего доброго имени.​

Разновидности коротких мечей

Помимо вакидзаси, который прочно ассоциируется с самураями как часть дайсё, в Японии существовали и другие виды коротких мечей, отличавшихся размерами, формой клинка и назначением.​

Одним из них был кодати – «маленький тати».​ Этот меч, клинок которого был короче катаны, но длиннее вакидзаси, появился в период Камакура как модный аксессуар среди аристократии.​ Длинные мечи оказались неудобными при передвижении в повозках, и знать стала предпочитать более короткие клинки.​

Почему у самураев два меча

В отличие от вакидзаси, кодати носили не за поясом, а в специальной перевязи, причем изгибом клинка вниз.​ Хотя кодати изначально не предназначался для сражений, позже возникло боевое искусство кодатидзюцу, в котором использовались техники боя этим мечом.​

Ещё одним видом короткого меча был танто – японский кинжал.​ Танто имел одностороннюю заточку и длину клинка менее 30 см.​ Его носили как мужчины٫ так и женщины٫ он служил и оружием٫ и предметом быта.​ Самураи использовали танто как дополнительное оружие или для ритуального самоубийства.​

Разнообразие коротких мечей в Японии свидетельствует о том, что клинковое оружие играло важную роль в жизни японского общества.​ Каждый вид меча имел свое назначение и место в сложной системе социальных норм и боевых традиций.

Закат эпохи самураев и дайсё

Период Эдо, ознаменовавшийся расцветом самурайской культуры и строгим этикетом ношения дайсё, подошел к концу в середине XIX века.​ Реставрация Мэйдзи (1868–1912) принесла с собой радикальные перемены в японском обществе, затронувшие и судьбу самураев, и их верных спутников – мечей;

В 1871 году был издан указ, отменявший обязательное ношение катаны и вакидзаси для самураев.​ Пять лет спустя публичное ношение мечей было полностью запрещено.​ Это стало символичным концом эпохи самураев, которые лишились не только своего привилегированного положения, но и права носить оружие, веками бывшее неотъемлемой частью их жизни и самосознания.​

Запрет на ношение мечей был связан с стремлением нового правительства модернизировать Японию и интегрироваться в мировое сообщество.​ Самурайская культура, основанная на боевых традициях и феодальной иерархии, воспринималась как пережиток прошлого, препятствующий прогрессу.​

Несмотря на то, что дайсё перестал быть частью повседневной жизни, он сохранил свое значение как символ самурайского духа, мастерства японских оружейников и уникальной культуры, ушедшей в прошлое.​ Сегодня катана и вакидзаси являются объектами коллекционирования, восхищения и изучения, напоминая о времени самураев и их кодексе чести.​

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил

    Интересная статья! Всегда было любопытно, почему у самураев два меча и как они их использовали. Спасибо, что прояснили этот момент.

  2. Сергей

    Не знал, что существовал указ об «охоте за мечами». Любопытный факт из истории Японии. Спасибо за статью!

  3. Елена

    Очень познавательно! История появления мечей и их классификации оказалась весьма увлекательной. Спасибо автору за статью!