Почему народники перешли в марксизм
К концу XIX века народничество как идеология стала испытывать кризис.
Стало очевидно, что крестьянская община, на которую делали ставку народники, не является готовой ячейкой социализма.
Происходил бурный рост капитализма в России, что вело к появлению новых социальных классов – пролетариата и буржуазии.
Кризис народничества
К концу 1870-х годов народническое движение в России столкнулось с серьезным кризисом. Идеалистические надежды на скорую крестьянскую революцию и социалистическое переустройство общества не оправдались. Этот кризис был обусловлен комплексом факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к самому движению⁚
- Неготовность крестьянства к революции. Народники, вдохновленные идеями общинного социализма, видели в крестьянстве главную революционную силу. Они полагали, что крестьянская община, с ее традициями самоуправления и коллективизма, станет естественной основой для построения социалистического общества. Однако массовая агитация в деревне, которую развернули народники («хождение в народ»), не привела к ожидаемым результатам. Крестьянство оказалось невосприимчиво к революционной пропаганде. Консерватизм крестьянской массы, их приверженность традиционному укладу жизни, религиозность, вера в царя-батюшку ⎻ все это делало крестьянство ненадежной опорой для революционных преобразований.
- Государственные репрессии. Царское правительство, встревоженное ростом народнического движения, обрушило на него всю мощь репрессивного аппарата. Полиция активно выявляла и разгромляла народнические кружки, арестовывала их участников, отправляла их в ссылку и на каторгу. Разгром организации «Земля и воля», покушение на Александра II, последовавшие за этим публичные процессы над народовольцами — все это нанесло серьезный удар по движению, подорвало его силы.
- Идейные разногласия. Внутри самого народничества нарастали идейные разногласия. Одни (Лавров, Михайловский) склонялись к пропаганде и просвещению народа, видя в этом залог будущих социальных преобразований. Другие (Ткачев, Нечаев) настаивали на необходимости насильственного захвата власти путем заговора и террора. Эти разногласия ослабляли движение, вели к расколам и организационному разброду.
- Капиталистическая модернизация России. В последней трети XIX века в России активно шло развитие капитализма. Росли города, развивалась промышленность, формировался рабочий класс. Эти процессы подрывали привычные устои, вели к разрушению традиционных социальных структур, в т.ч. и крестьянской общины. На этом фоне идеи народников о возможности некапиталистического развития России, о переходе от крестьянской общины к социализму, стали казаться все более утопичными.
Все эти факторы привели к тому, что к началу 1880-х годов народничество как массовое революционное движение сошло на нет. Оно уже не могло предложить адекватного ответа на вызовы времени. На смену народничеству шел марксизм٫ который٫ опираясь на научный анализ капитализма٫ предлагал более реалистичную и привлекательную для радикальной интеллигенции программу социальных преобразований.
Распространение идей марксизма в России
В то время как народничество переживало кризис, в России начали распространяться идеи марксизма. Этот процесс был обусловлен как объективными историческими условиями, так и активной деятельностью первых русских марксистов.
- Развитие капитализма в России. Как уже отмечалось, в последней трети XIX века Россия вступила в полосу бурного капиталистического развития. Рост фабрик и заводов, увеличение численности рабочего класса, обострение социальных противоречий ⎻ все это создавало благоприятную почву для распространения марксизма, который предлагал научный анализ капитализма и обосновывал неизбежность его революционного ниспровержения.
- Деятельность группы «Освобождение труда». Важнейшую роль в распространении марксизма в России сыграла группа «Освобождение труда», основанная в 1883 году Г. В. Плехановым и его соратниками. Находясь в эмиграции, группа развернула активную пропагандистскую деятельность⁚ переводила на русский язык труды Маркса и Энгельса, издавала за границей и нелегально переправляла в Россию марксистскую литературу, вела полемику с народниками, критиковала их идеи с позиций марксизма.
- Формирование первых марксистских кружков. В 1880-е годы в крупных городах России, прежде всего в Петербурге и Москве, начали возникать первые марксистские кружки. Их участники, в основном студенты и молодые интеллигенты, изучали труды Маркса, вели пропаганду среди рабочих, пытались соединить марксистскую теорию с практикой рабочего движения. Одним из первых таких кружков стал кружок Д. И. Благоева, возникший в Петербурге в 1883 году.
- Влияние европейской социал-демократии. На распространение марксизма в России оказало влияние и развитие рабочего движения в Европе, рост влияния европейской социал-демократии. Молодые русские революционеры, находясь в эмиграции или приезжая в Европу, знакомились с деятельностью европейских социал-демократических партий, перенимали их опыт борьбы.
Таким образом, к концу 1880-х годов марксизм прочно утверждается в России как одно из ведущих направлений в революционном движении. Все большее число бывших народников, разочаровавшихся в идеалах крестьянского социализма, приходит к марксизму, видя в нем более научную и перспективную теорию революционных преобразований.
Влияние экономического развития на идеологию
Стремительное развитие капитализма в пореформенной России оказало решающее влияние на трансформацию общественной мысли, в т.ч. и на смену идеологической парадигмы у части народников, обратившихся к марксизму. Ключевые изменения в экономическом базисе страны неизбежно вели к пересмотру идейных установок.
- Кризис идеализации крестьянской общины. Народничество, в основе своей, было проникнуто идеализацией крестьянской общины, видя в ней прообраз будущего социалистического устройства. Однако капиталистическая модернизация вела к разложению общины, усилению имущественного расслоения на селе, появлению кулачества и сельского пролетариата. Эти процессы подрывали веру в революционный потенциал крестьянства, делали идеи общинного социализма всё более утопичными.
- Формирование пролетариата. Бурный рост промышленности сопровождался формированием нового социального класса – промышленного пролетариата. Рабочие, сосредоточенные на крупных фабриках и заводах, лишённые средств производства и эксплуатируемые капиталистами, представляли собой, согласно марксистской теории, главную революционную силу. Этот тезис находил всё больше подтверждений в реальной жизни, привлекая внимание бывших народников, ищущих опору для революционных преобразований.
- Обострение классовых противоречий. Развитие капитализма вело к обострению классовых противоречий, росту социального неравенства, усилению эксплуатации. На этом фоне марксистский анализ капитализма как системы, основанной на эксплуатации человека человеком, звучал предельно актуально, предлагая ясный и логичный ответ на вопрос о причинах социальных бедствий.
- Научность и системность марксизма. Марксизм привлекал многих бывших народников своей научностью, системностью, опорой на материалистическое понимание истории. В отличие от этического социализма народников, марксизм предлагал строгий научный анализ капитализма, выводил закономерности его развития, обосновывал неизбежность его гибели и замены социализмом. Эта логичность и убедительность марксистской теории производила сильное впечатление на интеллигенцию, стремившуюся к научному осмыслению социальных процессов.
Таким образом, экономическое развитие России во второй половине XIX века создало объективные предпосылки для распространения марксизма. Идеи Маркса, созвучные новой социальной реальности, привлекали своей научностью, логичностью, предлагая более ясные и реалистичные пути решения социальных проблем, чем утопический социализм народников.
Роль интеллигенции в распространении марксизма
Российская интеллигенция сыграла ключевую роль в распространении марксизма на рубеже XIX-XX веков. Именно в её среде, в атмосфере идейных исканий и социальных экспериментов, марксизм нашёл наиболее благодатную почву.
- Разочарование в народничестве. К началу 1880-х годов значительная часть радикальной интеллигенции переживала глубокое разочарование в народничестве. Провал «хождения в народ», жестокие государственные репрессии, внутренние идейные разногласия — всё это заставляло задуматься о несостоятельности народнической доктрины. Марксизм, с его чёткой теорией, анализом классовой борьбы и перспектив социалистической революции, представлялся более реалистичной и действенной альтернативой.
- Образование и доступ к информации. Русская интеллигенция отличалась высоким уровнем образования, стремлением к самообразованию, живым интересом к передовым идеям. Многие её представители владели иностранными языками, что позволяло им знакомиться с трудами Маркса и Энгельса в оригинале, следить за развитием европейского социалистического движения.
- Пропагандистская деятельность. Интеллигенция взяла на себя миссию пропаганды марксизма в России. Возвращаясь из эмиграции, где они знакомились с деятельностью европейских социал-демократов, русские интеллектуалы привозили с собой нелегальную литературу, организовывали подпольные кружки, вели пропаганду среди рабочих. Именно интеллигенция стала ядром первых марксистских организаций в России.
- Социальная ответственность и стремление к переменам. Русская интеллигенция традиционно отличалась обострённым чувством социальной ответственности, стремлением бороться с несправедливостью, найти пути к лучшему будущему для своей страны. Марксизм, с его идеями социального равенства, освобождения трудящихся от эксплуатации, казался многим интеллигентам именно тем путём, который приведёт к созданию более справедливого общества;
Роль интеллигенции в распространении марксизма в России трудно переоценить. Именно интеллектуалы, критически мыслящие, стремящиеся к знаниям и социальным преобразованиям, стали проводниками новых идей, организаторами рабочего движения, идеологами грядущей революции.
Критика народничества со стороны марксистов
Распространение марксизма в России сопровождалось острой идейной борьбой с народничеством. Русские марксисты, во главе с Г.В. Плехановым и В.И. Лениным, подвергли народническую доктрину беспощадной критике, обнажив её слабости и противоречия.
- Утопичность идеи общинного социализма. Марксисты считали основной ошибкой народников идеализацию крестьянской общины и веру в возможность некапиталистического развития России. Они утверждали, что община, при всех своих положительных чертах, является формой докапиталистических отношений и неизбежно разрушается под натиском капитализма. Идея «перепрыгнуть» через капитализм и построить социализм, опираясь на общину, была объявлена марксистами утопией.
- Игнорирование роли пролетариата. Народники, по мнению марксистов, недооценивали роль промышленного пролетариата в социалистической революции. Они видели в рабочих лишь «городскую бедноту», которая должна примкнуть к крестьянству в его борьбе за социализм. Марксисты же отстаивали тезис о том, что пролетариат, обладающий классовым самосознанием и организованностью, является ведущей силой революции.
- Непонимание закономерностей капитализма. Марксисты упрекали народников в поверхностном и недостаточно научном анализе капитализма. Народники, по их мнению, не видели объективных законов развития капитализма, его прогрессивной роли в развитии производительных сил общества. Они абсолютизировали отрицательные стороны капитализма, его эксплуататорскую сущность, игнорируя тот факт, что капитализм создаёт материальные предпосылки для построения социализма.
- Тактика индивидуального террора. Марксисты резко критиковали тактику индивидуального террора, к которой прибегали некоторые народнические организации. Они доказывали, что террор, хотя и является проявлением протеста против существующего строя, не способен решить основные социальные проблемы, а лишь провоцирует усиление реакции, дискредитирует революционное движение в глазах масс.
Критика народничества со стороны марксистов носила принципиальный характер и способствовала тому, что многие бывшие народники перешли на позиции марксизма. Вместе с тем, марксисты отдавали должное искренности и самоотверженности народников, их стремлению бороться за освобождение народа.
Привлекательность марксистской теории революции
Марксистская теория революции обладала рядом особенностей, которые делали её весьма привлекательной для части народников, разочарованных в прежних идеалах и искавших новых путей к социальным преобразованиям.
- Научный подход. В отличие от народничества, основанного на этическом социализме и утопических идеях, марксизм позиционировал себя как научную теорию, базирующуюся на материалистическом понимании истории и анализе объективных законов развития общества. Такой подход импонировал интеллектуалам, стремившимся к научному осмыслению социальных процессов.
- Историческая неизбежность. Марксизм утверждал историческую неизбежность социалистической революции. Капитализм, согласно Марксу, несёт в себе непреодолимые противоречия, которые неизбежно приведут к его гибели и замене более прогрессивным общественным строем – социализмом. Эта идея придавала уверенность в правильности выбранного пути, в том, что борьба за социализм не бесперспективна, а соответствует ходу истории.
- Активная роль масс. Марксизм отводил решающую роль в революции народным массам – пролетариату, который, по мере развития капитализма, становится все более многочисленным, организованным и сознательным. Эта идея была близка народникам, всегда видевшим в народе главную силу преобразований. Однако, в отличие от народников, марксисты считали, что народ нуждается в классово сознательной авангардной организации – партии, которая возглавит его борьбу.
- Интернациональный характер борьбы. Марксизм провозглашал интернациональный характер классовой борьбы и социалистической революции. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – этот лозунг находил отклик в сердцах русских революционеров, видевших в объединении усилий пролетариата всего мира залог победы над капитализмом.
- Конкретность программы действий. В отличие от довольно аморфных представлений народников о путях достижения социализма, марксизм предлагал более конкретную и реалистичную, с точки зрения многих интеллектуалов, программу действий. Завоевание политической власти пролетариатом, установление диктатуры пролетариата, социалистические преобразования в экономике и общественной жизни – эти задачи казались более понятными и достижимыми, чем абстрактные призывы к «народному бунту».
Таким образом, марксистская теория революции, сочетавшая в себе научность, исторический оптимизм, социальную справедливость и конкретность программы действий, представлялась многим русским интеллектуалам конца XIX века более перспективной и реалистичной, чем идеи народничества, что и объясняет переход части народников на позиции марксизма.
Очень интересно! А как повлияли на народничество идеи марксизма, распространявшиеся в то время в Европе?
Очень познавательная статья! Автор доступно и интересно излагает сложные исторические процессы.
А какие именно идеи марксизма оказались наиболее привлекательными для народников?
Интересно было бы узнать больше о том, как именно происходил переход народников в марксизм.
Тема народничества всегда актуальна. Спасибо автору за интересный материал.
Не согласен с автором. Крестьяне были готовы к революции, просто им не хватало организации.
Спасибо за статью, прочитал с большим интересом. Хотелось бы узнать больше о причинах кризиса народничества.