- Происхождение слова «побирушка»
- От глагола к существительному
- Чередование в корне⁚ -бер-, -бир-, -бр-
- Значение слова «побирушка» в современном языке
- Традиционное толкование⁚ нищий, просящий милостыню
- Расширительное значение⁚ человек, живущий за чужой счет
- «Побирушка» как социальное явление
- Исторические предпосылки попрошайничества
- Современные причины существования попрошайничества
- «Побирушка» в культуре и искусстве
- Образ побирушки в литературе и фольклоре
- Отражение темы попрошайничества в живописи и кинематографе
Происхождение слова «побирушка»
Слово «побирушка» образовалось от глагола «побираться», который, в свою очередь, происходит от древнерусского «биръ» ─ «добыча», «пища».
От глагола к существительному
Слово «побирушка» образовалось от глагола «побираться», который, в свою очередь, происходит от древнерусского «биръ» ‒ «добыча», «пища». Процесс образования существительного от глагола называется субстантивацией и является распространенным способом обогащения словарного запаса в русском языке.
Изначально глагол «побираться» имел более нейтральное значение и обозначал «собирать что-либо понемногу, прося у кого-либо». Например, в некоторых русских диалектах до сих пор можно услышать выражение «побираться по ягоды», что означает «собирать ягоды, прося у хозяев разрешения пособирать в их садах или огородах».
Однако постепенно глагол «побираться» приобрёл значение «просить милостыню, жить подаянием». Это связано с тем, что в прошлом просить милостыню было распространенным явлением, а люди, занимавшиеся этим, часто называли себя «побирающимися».
Существительное «побирушка» появилось как название лица, производящего действие, обозначенное глаголом «побираться». Суффикс «-ушк-» в данном случае служит для образования существительных со значением лица, занимающегося каким-либо действием. Например, «болтушка» от «болтать», «попрыгушка» от «попрыгивать».
Таким образом, слово «побирушка» прошло долгий путь развития от древнерусского «биръ» до современного значения «человек, который просит милостыню».
Чередование в корне⁚ -бер-, -бир-, -бр-
В корне слова «побирушка» мы наблюдаем чередование гласных -бер-, -бир-, -бр-. Это чередование является характерной особенностью ряда глаголов с инфинитивом на -ать/-ять, образованных от праславянского корня *běrti («брать»).
Правила чередования в данном случае следующие⁚
- -бер- пишется перед ударением и в словах, образованных от них с помощью приставок и суффиксов, не меняющих место ударения (например, «заберу», «отберёт», «сбор»);
- -бир- пишется под ударением (например, «соберу»);
- -бр- пишется перед согласными (например, «взять»).
В слове «побираться» пишется именно -бир-, потому что ударение падает на суффикс -а-. Соответственно, в производном от него слове «побирушка» также сохраняется написание с буквой и в корне, хотя само слово произносится с беглым гласным⁚ [п’б’иру́шка].
Знание этого правила чередования помогает не допускать ошибок в написании не только самого слова «побирушка», но и других слов с тем же корнем, например⁚ «сбор», «забрать», «отбор», «выбирать» и т.д.
Значение слова «побирушка» в современном языке
Традиционное толкование⁚ нищий, просящий милостыню
В современном русском языке слово «побирушка» сохраняет свою прямую связь с историческим значением глагола «побираться». Традиционно оно используется для обозначения человека, который живёт подаянием, прося милостыню на улицах или в других общественных местах.
Это значение отражено в большинстве толковых словарей русского языка. Например, в словаре Ожегова «побирушка» определяется как «тот, кто побирается, нищий». В словаре Ефремовой добавляется помета «разговорно-сниженное», что указывает на некоторый негативный оттенок данного слова.
Важно отметить, что в современном обществе слово «побирушка» часто воспринимается как устаревшее и даже оскорбительное. Это связано с тем, что оно ассоциируется с бедностью, социальным неблагополучием и зависимостью от других людей. Вместо него предпочтительнее использовать более нейтральные синонимы, такие как «нищий», «просящий милостыню», «бездомный».
Тем не менее, слово «побирушка» продолжает существовать в языке и использоваться в различных контекстах, в том числе в литературе, публицистике, разговорной речи. Оно позволяет передать определённый колорит, связанный с прошлым, с образом жизни и бытом людей, вынужденных было зарабатывать себе на жизнь попрошайничеством.
Расширительное значение⁚ человек, живущий за чужой счет
Помимо традиционного толкования, связанного с попрошайничеством, слово «побирушка» в современном языке приобрело и расширительное значение. Оно может использоваться для обозначения человека, который живет за чужой счет, эксплуатируя других людей и не желая зарабатывать самостоятельно.
В этом значении слово «побирушка» приобретает более образный и негативный оттенок. Оно несет в себе оценку личности человека, его отношения к труду и окружающим. «Побирушкой» в таком контексте могут назвать человека, который постоянно занимает деньги и не возвращает долги, злоупотребляет гостеприимством, использует других людей в своих корыстных целях.
Важно отметить, что такое использование слова «побирушка» является скорее разговорным и эмоционально окрашенным. Оно выражает неодобрение, презрение или даже гнев по отношению к человеку, который ведет себя подобным образом. В официальной речи или письменных документах такое употребление слова будет неуместным.
Тем не менее, расширительное значение слова «побирушка» отражает тенденцию языка к метафорическому использованию слов, переносу значений с одного предмета на другой на основе сходства. В данном случае сходство заключается в том, что как побирушка в традиционном смысле слова, так и человек, живущий за чужой счет, стремится получить блага, не прилагая собственных усилий.
«Побирушка» как социальное явление
Слово «побирушка», обозначая не только конкретного человека, но и явление попрошайничества, приобретает социальную значимость.
Исторические предпосылки попрошайничества
Попрошайничество как социальное явление имеет глубокие исторические корни, уходящие в далекое прошлое. На протяжении веков оно было неотъемлемой частью жизни общества, принимая различные формы и масштабы.
В древности попрошайничество часто было связано с религиозными верованиями. Люди жертвовали нищим, считая это благочестивым поступком, который приближает их к богам или обеспечивает им место в загробном мире. В средневековой Европе попрошайничество получило широкое распространение в связи с ростом городов и развитием торговли. В это время появляется большое количество людей, лишенных средств к существованию ‒ обнищавшие крестьяне, инвалиды, сироты.
Церковь играла значительную роль в поддержке нищих, организуя приюты и раздавая милостыню. Однако часто попрошайничество носило профессиональный характер, и нищие объединялись в своеобразные корпорации со своими правилами и законами.
В России попрошайничество также имело давнюю историю. В допетровскую эпоху нищие считались «божьими людьми», и подавать им считалось делом благочестивым. Однако уже при Петре I начинаются попытки ограничить попрошайничество, которое принимает угрожающие масштабы.
В XIX веке попрошайничество становится объектом внимания литературы и искусства, что свидетельствует о его значимости как социальной проблемы. Образы нищих встречаются в произведениях Гоголя, Достоевского, Чехова и других классиков.
Современные причины существования попрошайничества
Несмотря на развитие социальной защиты и борьбу с бедностью, попрошайничество в современном мире не исчезло. Оно трансформировалось, приобрело новые формы, но не перестало быть актуальной социальной проблемой. К основным причинам его существования можно отнести следующие⁚
- Крайняя бедность и безработица. В условиях экономической нестабильности, низкого уровня жизни и отсутствия рабочих мест многие люди оказываются за чертой бедности и вынуждены прибегать к попрошайничеству как к единственному способу выживания.
- Социальная незащищенность отдельных групп населения. Это касается, в первую очередь, бездомных, инвалидов, одиноких пожилых людей, мигрантов, которые не имеют достаточной поддержки со стороны государства и общества.
- Организованная преступность. К сожалению, попрошайничество часто становится частью криминального бизнеса. Организованные группы используют детей, инвалидов, пожилых людей для выманивания денег у сердобольных граждан.
- Алкоголизм и наркомания. Зависимость от психоактивных веществ толкает людей на попрошайничество с целью добыть средства на очередную дозу.
- Психологические особенности. В некоторых случаях попрошайничество может быть следствием психологических проблем, например, патологической склонности к зависимости от других людей или нежелания работать.
Решение проблемы попрошайничества требует комплекса мер, направленных на улучшение экономической ситуации, совершенствование системы социальной защиты, борьбу с преступностью и пропаганду здорового образа жизни.
«Побирушка» в культуре и искусстве
Образ побирушки, с его жизненными реалиями и проблемами, не мог не найти отражения в мировой и русской культуре.
Образ побирушки в литературе и фольклоре
Образ побирушки, с его жизненными реалиями и проблемами, прочно вошел в мировую и русскую литературу и фольклор. В зависимости от эпохи и культурного контекста, он мог быть наделен различными чертами — от трагических до сатирических.
В средневековой европейской литературе побирушка часто выступал как символ греховности и божьего наказания. Вспомним хотя бы роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где попрошайка Квазимодо становится жертвой жестокости и лицемерия общества.
В русской литературе образ побирушки приобретает особую глубину и социальную значимость. Он становится символом несправедливости социального устройства, бедности и нищеты народа. Яркими примерами служат произведения Н.В. Гоголя («Шинель», «Мертвые души»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Бедные люди»), А.П. Чехова («Тоска», «Ванька»).
В русском фольклоре побирушка также является частым персонажем. В сказках он может быть как мудрым старцем, испытывающим главного героя, так и хитрым плутом, обманывающим доверчивых людей. В пословицах и поговорках отразилось неоднозначное отношение народа к попрошайничеству⁚ «На чужой каравай рот не разевай», «Кто не работает, тот не ест», но в то же время «Подайте Христа ради, не мне, так другому пригодится».
Таким образом, образ побирушки в литературе и фольклоре является сложным и многогранным, отражая социальные, нравственные и философские проблемы своего времени.
Отражение темы попрошайничества в живописи и кинематографе
Тема попрошайничества, как и многие другие социальные проблемы, находила свое отражение в различных видах искусства, включая живопись и кинематограф. Художники и режиссеры обращались к образам нищих, чтобы показать суровую реальность, вызвать сочувствие зрителя, а иногда и бросить вызов обществу, игнорирующему чужую боль.
В европейской живописи тема нищеты и попрошайничества часто встречается в работах мастеров эпохи барокко и реализма. Например, полотна Микеланджело Меризи да Караваджо («Гадание по руке», «Призвание апостола Матфея») изображают нищих реалистично и с глубоким сочувствием, подчеркивая их человеческое достоинство, несмотря на бедность. В XIX веке французские импрессионисты, такие как Эдгар Дега («Абсент») и Анри де Тулуз-Лотрек («В кафе»), показывали нищих на улицах Парижа, отражая социальные контрасты того времени.
В русском искусстве тема попрошайничества также занимала важное место. Передвижники, стремясь к правдивому изображению народной жизни, не могли обойти ее стороной. На картинах Ильи Репина («Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге»), Василия Перова («Тройка», «Проводы покойника»), Владимира Маковского («Слепые», «На бульваре») нищие изображены реалистично, с болью и состраданием.
Кинематограф, появившийся в конце XIX века, также не обошел вниманием тему попрошайничества. Она встречается как в классических фильмах («Золотая лихорадка» Чарли Чаплина, «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика), так и в современных кинолентах («Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла, «Невидимые дети» разных режиссеров). Фильмы на эту тему заставляют задуматься о социальной несправедливости, о том, что каждый человек достоин достойной жизни, независимо от своего материального положения.