Теория Раскольникова
Теория Раскольникова‚ ставшая причиной ужасного преступления‚ делит людей на два разряда⁚ «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые – «материал»‚ «твари дрожащие»‚ живущие в подчинении. Вторые – «право имеющие»‚ Наполеоны‚ двигающие мир‚ которым дозволено всё‚ даже «кровь по совести». Раскольников‚ одержимый этой идеей‚ решает проверить‚ к какому разряду принадлежит он сам‚ и совершает убийство старухи-процентщицы‚ считая ее «вошью»‚ никчемной для общества.
Суть теории
В основе теории Раскольникова‚ приведшей его к убийству старухи-процентщицы‚ лежит идея разделения людей на два разряда. Он подробно описывает ее в статье‚ упомянутой в романе‚ и в диалогах с Порфирием Петровичем и Соней Мармеладовой.
Первый разряд – это «обыкновенные» люди‚ «материал»‚ «твари дрожащие». Они консервативны‚ живут в послушании‚ подчиняются установленным правилам и законам. Их удел – поддерживать существование человечества‚ рождая себе подобных.
Второй разряд – это «необыкновенные» люди‚ «право имеющие»‚ подобные Наполеону. Они талантливы‚ способны сказать новое слово‚ вести за собой массы. Раскольников верит‚ что эти люди стоят выше закона и морали‚ им позволено переступать через любые преграды‚ даже через кровь‚ ради достижения своих целей‚ ради блага человечества;
Сам Раскольников говорит⁚ «… первый разряд‚ то есть материал‚ говоря вообще‚ люди по натуре своей консервативные‚ чинные‚ живут в послушании и любят быть послушными... Второй разряд‚ все преступают закон‚ разрушители‚ или склонны к тому‚ судя по способностям. Преступления этих людей‚ разумеется‚ относительны и многоразличны; большею частию они требуют‚ в весьма разнообразных заявлениях‚ разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо‚ для своей идеи‚ перешагнуть хотя бы и через труп‚ через кровь‚ то он внутри себя‚ по совести‚ может‚ по-моему‚ дать себе разрешение перешагнуть через кровь‚ смотря‚ впрочем‚ по идее и по размерам ее‚ это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление».
Свидригайлов‚ один из ярких персонажей романа‚ также отражает суть теории Раскольникова в своих рассуждениях⁚ «... своего рода теория‚ то же самое дело‚ по которому я нахожу‚ например‚ что единичное злодейство позволительно‚ если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!».
Теория Раскольникова построена на идее исключительности и сверхидеи‚ которая должна служить во благо человечеству‚ оправдывая любые средства. Однако‚ как показывает роман‚ такая теория обречена на провал‚ так как приводит к страшным последствиям.
Причины возникновения теории
Теория Раскольникова‚ оправдывающая преступление‚ не возникла в вакууме. Её появлению способствовал целый комплекс причин‚ глубоко укоренённых в личности героя и в окружавшей его действительности.
Нищета и безысходность⁚ Раскольников‚ бывший студент‚ жил в крайней бедности. Он был вынужден бросить учебу из-за нехватки денег‚ ютился в крошечной каморке‚ напоминавшей гроб. Его семья‚ мать и сестра‚ также бедствовала. Такое положение дел вызывало у Раскольникова чувство унижения‚ бессилия‚ толкало на поиски выхода из тупика.
Идеи времени⁚ Вторая половина XIX века в России , время бурных идейных споров. В обществе активно обсуждались идеи нигилизма‚ утилитаризма‚ наполеонизма. Раскольников‚ как человек мыслящий и ищущий‚ не мог остаться в стороне от этих дискуссий. Он был знаком с трудами философов и публицистов‚ проповедовавших идеи сильной личности‚ стоящей над толпой и законом.
Жажда справедливости⁚ Раскольников был наблюдательным человеком. Он видел несправедливость и жестокость окружающего мира‚ страдания бедных и униженных. Старуха-процентщица в его глазах стала символом этого неправедного устройства. Он убеждал себя‚ что её смерть — не только способ поправить своё материальное положение‚ но и своеобразный акт возмездия за всех обездоленных.
Гордость и тщеславие⁚ Раскольников был наделен острым умом и сильным характером. Он стремился выделиться из толпы‚ доказать себе и другим свою неординарность. Теория о «право имеющих» льстила его самолюбию‚ давала ему чувство превосходства над «обыкновенными» людьми.
Таким образом‚ теория Раскольникова стала результатом сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов. Она стала попыткой героя найти своё место в мире‚ оправдать собственные амбиции и одновременно изменить мир к лучшему‚ хотя и таким ужасным способом.
Влияние теории на преступление
Теория Раскольникова о «праве имеющих» не просто абстрактное размышление‚ она становится страшной движущей силой‚ толкающей его на убийство старухи-процентщицы. Влияние этой идеи на преступление огромно и проявляется в следующих аспектах⁚
Оправдание преступления⁚ Теория дает Раскольникову мнимое оправдание для совершения убийства. Он убеждает себя‚ что старуха-процентщица — «вошь»‚ вредная для общества‚ и ее смерть будет благом для многих. Он верит‚ что‚ как «необыкновенный» человек‚ имеет право вершить суд и карать зло.
Устранение моральных барьеров⁚ Идея о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» разрушает моральные барьеры Раскольникова. Он начинает ставить себя выше общепринятых норм морали‚ считая‚ что ему дозволено то‚ что запрещено другим. Убийство перестает быть для него тяжким грехом‚ а становится лишь проверкой его теории‚ шагом к великой цели.
Подмена мотивов⁚ Хотя Раскольников и пытается оправдать убийство желанием помочь своей семье и другим обездоленным‚ на самом деле им движет желание доказать себе свою исключительность‚ принадлежность к касте «право имеющих». Теория становится удобной маской для его тщеславия и амбиций.
Слепота и самообман⁚ Одержимость теорией ослепляет Раскольникова. Он не замечает очевидного⁚ никакая идея не может оправдать убийство человека. Он обманывает себя‚ веря‚ что сможет жить с тяжестью содеянного‚ и не задумывается о последствиях своего преступления.
Таким образом‚ теория Раскольникова играет роковую роль в его судьбе. Она не только толкает его на преступление‚ но и усугубляет его страдания‚ заводя в лабиринт самообмана и душевных мук.
Мотивы преступления
Мотивы‚ толкнувшие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы‚ сложны и противоречивы. Он сам мечется между желанием помочь семье‚ ненавистью к паразитирующей старухе и‚ главное‚ стремлением проверить свою теорию‚ доказать себе право на преступление ради великой цели.
Желание проверить теорию
Одним из главных мотивов‚ толкнувших Раскольникова на страшное преступление‚ было жгучее желание проверить на практике свою теорию о «праве имеющих». Его мучил вопрос‚ кем он является⁚ «тварью дрожащей» или «Наполеоном»‚ способным переступить черту дозволенного ради великой цели.
Раскольников создал теорию‚ которая делила людей на два разряда⁚ обыкновенных и необыкновенных. Первые‚ по его мнению‚ — безликая масса‚ существующая лишь для поддержания человеческого рода. Вторые — избранные‚ творцы истории‚ которым не писаны законы. Они имеют право вершить судьбы мира‚ даже если для этого придется пролить кровь.
Эта идея‚ зародившаяся в воспаленном сознании Раскольникова‚ требовала практического подтверждения. Он задавался вопросом⁚ к какому разряду принадлежит он сам? Способен ли он перешагнуть через моральные нормы‚ через кровь‚ ради высокой цели? Или он всего лишь ничтожная «вошь»‚ обреченная подчиняться чужой воле?
Убийство старухи-процентщицы стало для Раскольникова чудовищным экспериментом‚ попыткой заглянуть в бездну собственной души. Он хотел доказать самому себе‚ что он не такой‚ как все‚ что ему дозволено больше‚ чем обычным людям. Он жаждал власти‚ чувства превосходства‚ и теория стала для него опасным оружием в этой борьбе.
Однако эксперимент Раскольникова оборачивается катастрофой. Он не учитывает‚ что никакая‚ даже самая «великая» цель не может оправдать убийство человека. После совершения преступления его начинают мучить угрызения совести‚ он оказывается один на один со своей виной‚ которая становится непосильным грузом.
Таким образом‚ желание проверить теорию стало для Раскольникова роковым шагом‚ приведшим его к духовному краху.
Ненависть к старухе-процентщице
Ненависть к старухе-процентщице‚ хотя и не являлась единственным мотивом преступления Раскольникова‚ играла важную роль в формировании его зловещего замысла. Образ жадной и бессердечной старушонки‚ наживающейся на чужом горе‚ вызывал в нем отвращение и презрение‚ сливаясь с общим чувством протеста против несправедливости мира.
Старуха-процентщица представлялась Раскольникову паразитом‚ кровопийцей‚ высасывающей последние соки из бедняков. Он видел‚ как она наживается на их отчаянии‚ как безжалостно обирает тех‚ кто вынужден идти к ней на поклон. Ее образ стал для него олицетворением всего зла‚ царившего в мире‚ символом бесчеловечности и алчности.
В сознании Раскольникова‚ отягощенном нищетой и безысходностью‚ возникла мысль‚ что смерть старухи станет благом не только для него‚ но и для всех‚ кто страдал от ее деятельности. Он убеждал себя‚ что избавляет мир от никчемного и вредного существа‚ что ее жизнь не имеет никакой ценности.
Раскольников даже пытался рационализировать свою ненависть‚ находя ей философское обоснование. Он сравнивал старуху с вошью‚ ничтожным насекомым‚ которое можно раздавить без зазрения совести. Эта мысль‚ чудовищная в своей простоте‚ помогала ему заглушить голос совести‚ оправдать свой страшный замысел.
Однако ненависть к старухе-процентщице была лишь одним из звеньев в сложной цепи мотивов‚ приведших Раскольникова к преступлению. Она тесно переплеталась с его теорией о «праве имеющих»‚ с желанием доказать свою исключительность‚ с отчаянием и безысходностью.
Важно отметить‚ что даже самая сильная ненависть не может служить оправданием для убийства. Преступление Раскольникова‚ совершенное под влиянием этой темной страсти‚ привело его к еще большим страданиям и душевным мукам.
Стремление помочь семье
Среди сложных и противоречивых мотивов‚ подтолкнувших Раскольникова к убийству старухи-процентщицы‚ значительное место занимает стремление помочь своей семье‚ вырвать ее из пучины нищеты и страданий. Эта мотивировка‚ на первый взгляд благородная‚ тесно переплетается с другими‚ более темными побуждениями героя.
Раскольников искренне любит свою мать и сестру‚ переживает за их нелегкую судьбу. Он видит‚ как они бедствуют‚ как вынуждены идти на унижения ради куска хлеба. Мать‚ лишенная средств к существованию‚ сводит концы с концами‚ а сестра‚ Дуня‚ вынуждена была пойти на унизительную должность гувернантки‚ терпя домогательства своего хозяина.
Желание избавить своих родных от страданий‚ дать им возможность жить достойной жизнью‚ становится для Раскольникова навязчивой идеей. Он видит в деньгах старухи-процентщицы не только средство для собственного спасения‚ но и возможность обеспечить будущее своей семьи.
Однако‚ стремление помочь семье нельзя рассматривать в отрыве от других мотивов преступления. Теория о «праве имеющих»‚ желание утвердить себя‚ доказать свою исключительность‚ также играют важную роль в его решении.
Важно отметить‚ что Раскольников использует идею помощи семье как своеобразное оправдание своего преступления. Он пытается убедить себя‚ что действует не только в своих эгоистических интересах‚ но и ради блага близких. Однако‚ эта самообман не может скрыть истинного характера его поступка‚ который приводит к трагическим последствиям как для него самого‚ так и для его близких.
Последствия преступления
Убийство старухи-процентщицы‚ ставшее попыткой Раскольникова проверить свою теорию и найти выход из нищеты‚ оборачивается для него не освобождением‚ а страшным грузом. Его мучают кошмары‚ он оказывается в изоляции‚ его душа разрывается между гордыней и раскаянием. Преступление влечет за собой цепь непредвиденных и тяжелых последствий.
Душевные страдания Раскольникова
Убийство старухи-процентщицы‚ задуманное Раскольниковым как проверка его бесчеловечной теории‚ оборачивается для него не триумфом‚ а глубочайшими душевными страданиями. Вместо ожидаемого освобождения и чувства превосходства‚ он погружается в пучину страха‚ кошмаров и мучительной изоляции.
Сразу после преступления Раскольникова охватывает панический ужас. Его преследуют кошмары‚ в которых он вновь и вновь переживает детали убийства. Он боится разоблачения‚ ему везде мерещатся преследователи. Его психическое состояние становится неустойчивым‚ он метается между приступами бреда и моментами отрезвления.
Но самые страшные муки Раскольникову доставляет не страх наказания‚ а угрызения совести. Он начинает осознавать весь ужас содеянного‚ всю безнравственность своей теории. Его преследует образ убитой старухи‚ он слышит ее голос‚ видит ее кровь.
Раскольников оказывается в полной изоляции. Он не может найти понимания ни у кого‚ даже у близких ему людей. Он боится признаться в содеянном‚ но и молчать о своем преступлении ему невыносимо. Эта двойственность разрывает его изнутри‚ толкает на безрассудные поступки;
Душевные страдания Раскольникова становятся для него настоящим наказанием‚ гораздо более тяжелым‚ чем каторга. Он понимает‚ что нарушил не только закон‚ но и высший нравственный закон‚ и искупить эту вину будет очень непросто.
Разочарование в собственной теории
Убийство старухи-процентщицы‚ задуманное Раскольниковым как практическое подтверждение его теории о «праве имеющих»‚ оборачивается для него полным крахом. Вместо ожидаемого торжества и ощущения собственной исключительности‚ он сталкивается с тяжелейшим душевным кризисом и полным разочарованием в собственных идеях.
До преступления Раскольников был уверен‚ что принадлежит к касте избранных‚ стоящих над моралью и законом. Он верил‚ что сильная личность имеет право преступить черту‚ дабы достичь великой цели. Однако‚ совершив убийство‚ он понимает‚ что жестоко ошибался.
Вместо холодного и расчетливого «сверхчеловека» Раскольников обнаруживает в себе обычного человека‚ способного на слабость‚ страх‚ угрызения совести. Его преследуют кошмары‚ он боится разоблачения‚ его мучает чувство вины. Он понимает‚ что никакая теория не может оправдать убийство‚ что он совершил тяжкий грех.
Разочарование в собственной теории становится для Раскольникова тяжелым ударом. Он лишается не только моральной опоры‚ но и смысла жизни. Все‚ во что он верил‚ рушится на глазах‚ открывая перед ним пустоту и безысходность.
Этот душевный кризис толкает Раскольникова на путь покаяния. Он начинает искать спасения в религии‚ в любви‚ в искуплении своей вины. Он понимает‚ что должен принять наказание за свой грех‚ чтобы обрести душевный покой.
Теория Раскольникова — страшное заблуждение, которое приводит к ужасным последствиям. Достоевский гениально показывает, как подобные идеи разрушают человека изнутри.
Очень интересно разбирать теорию Раскольникова, пытаясь понять, что двигало им на самом деле. Был ли он убежден в своей правоте или просто искал оправдание своим слабостям?
Разделение на «право имеющих» и «тварей дрожащих» — опасная иллюзия, которая может привести к катастрофе. Достоевский мастерски показывает это на примере Раскольникова.
Теория Раскольникова заставляет задуматься о природе добра и зла, о границах дозволенного. Насколько человек имеет право вершить суд над другими?